Арт Бухвальд. Лицо стоит больше, чем тысяча слов.




 

Говорят, что одна картина стоит тысячи слов. В случае с Филиппом Халсманом стоит много, много больше. Филипп (я называю его так, потому что хорошо знал) был одним из крупнейших портретистов нашего времени.

Что сделало его великолепным фотографом? То, что он был способен ухватить главное в своих «объектах». Можно сказать, он открывал нам их души. У Филиппа было больше фотографий для обложки журнала "Лайф" ("LIFE"), чем у любого другого художника, а это кое о чём говорит.

Халсман, чаще всего, не хотел, чтобы его модели специально позировали ему – он предлагал им какое то действие, движение, тем самым погружая их в состояние непосредственности. Ни у кого кроме Филиппа не было репутации или мастерства, чтобы добиться этого эффекта. Именно так он снял друзей - актёров и шоуменов Дина Мартина и Джерри Льюиса, кинозвезду Одри Хепберн, писателя Джона Стейнбека. Эти фото Филиппа известны во всём мире, как и его серия "Прыжок".

Другой отличительной особенностью Халсмана, как фотографа, было чувство юмора. Филипп обнаружил его в работе над портретами Дали, Мэрилин Монро и Уинстона Черчилля. Эту черту мы найдём и в интервью с Фернанделем.

Фернандель в 1940-х был одной из самых больших звёзд кино в Европе. Затем роль священника в нескольких фильмах из серии "Дон Камилло" сделали его лицо знаменитым не только во Франции и Италии, но и во всём мире. Зрители США познакомились с героем Фернанделя – кучером в картине Майкла Андерсона "Вокруг света за 80 дней". Фернандель снялся в 60 фильмах, и несколько картин снял как режиссёр. Одним словом – он уникальный артист.

Но Халсман не просто хотел сфотографировать Фернанделя - он собирался сделать фото интервью. По замыслу Филиппа, Фернандель предстаёт перед читателем, как лицо типичного француза, и это лицо должно отвечать на разные вопросы о жизни во Франции и в Америке.

Это была забавная идея. Фернандель признался в том, что она его заинтересовала, но поскольку до отлёта во Францию оставалось мало времени, артист предложил фотографу сделать всю работу за час.

У Халсмана, который составил все вопросы накануне вечером, всё было готово для этого "часа". Интервью началось в тот момент, когда Фернандель вошёл в студию Филиппа на 67-й улице. "Вуаля!". Через час всё было закончено.

У Халсмана не было далеко идущей цели, когда он задумал фотоинтервью с Фернанделем, хотя, журнал "LIFE" купил у него несколько портретов французского артиста, что уже предвещало успех этой серии. Когда Дик Саймон из «Simon and Schuster» увидел снимки, он принял решение издать их в виде альбома с текстом интервью. Профессиональное чутье не подвело Саймона – книга «Француз» стала бестселлером, но что ещё важнее, она подружила Фернанделя и Халсмана на всю жизнь.

Когда Филипп, в то время работавший (как и я) на европейскую редакцию журнала «The New York Herald Tribune», приехал в Париж, чтобы делать свои удивительные портреты, мы, в очередной раз, встретились.

Как и многие парижане, не занятые каждодневной службой, мы сидели в кафе и обменивались «трофеями» - рассказами о знаменитых людях, с которыми мы были знакомы.

Я знал много известных людей, в том числе Хемингуэя, Стейнбека, Ирвина Шоу и Джина Келли, но Филипп меня обскакал «на целую милю».

Он фотографировал Альберта Эйнштейна, Джона Ф. Кеннеди, Олдоса Хаксли, Анри Матисса, Альфреда Хичкока, Элизабет Тейлор, Марлона Брандо, не говоря уже о многих других актёрах, художниках, писателях, политиках, ученых и т.д. и т.п.

Издатель Бенедикт Тасин попросил меня написать несколько слов для этой книги. Я не пишу вступлений, но, когда Бен позвонил и сказал, что речь идёт о фотографиях Филиппа, я подпрыгнул от радости.

 СодержаниеФернандель или Как это случилось