Фернандель - Словарь французского кино, 1998 год.




 

ФЕРНАНДЕЛЬ (Fernandel) (полное имя и фамилия Фернан Жозеф Дезире Контанден, Contandin) (Марсель, 1903 - Париж, 1971), французский актёр. Его отец, скромный служащий банка, свободное время посвящал выступлениям в концертном кафе под псевдонимом Синеда (анаграмма его имени Денис). С пяти лет маленький Фернан сопровождал отца во всех турне, участвовал в массовых сценах в роли защитника Империи, а затем выучил наизусть репертуар комика Полена. Со своим младшим братом они составляли дуэт Фернан и Марсель (карьера последнего ничем не примечательна: он снимался в нескольких фильмах под именем Франсине [Fransined]). В 1925 Фернан женился на Анриетте Манс, а его свекровь, называя зятя «Фернан д'ель» («её Фернан»), подаёт идею для псевдонима. У него было трое детей: в 1936 дочь Жозетта исполнила единственную роль рядом с отцом в фильме «Жозетта», а сын Франк с 1962 начал карьеру певца и актёра. Шурин Фернанделя Жан Манс принимал участие в обработке и создании диалогов большинства фильмов с его участием, а также писал для него куплеты.

С четырнадцати лет молодой Контанден работал посыльным в Национальном кредитном банке Марселя, но мечтал лишь о выступлениях на сцене. Ему удалось получить приглашение в «Эльдорадо» в Ницце, откуда он отправился на гастроли, после чего подписал контракт с театром «Одеон» своего родного города. Он выступал в оперетте Бена и Мопрея «Шевалье Лафлёр», которая принесла ему успех. В 1928 парижане знакомятся с этим актёром сперва в «Бобино», затем в «Концерт Майоль» в ревю «Да здравствует голыш!». Марк Аллегре предлагает ему роль «неопытного налётчика» в экранизации пьесы Саши Гитри «Белое и чёрное». Его партнёром выступает не кто иной, как Рэмю. С этого момента он снимается в фильмах, следующих один за другим, продолжая одновременно играть в театре: «Игнас» (театр «Шателе», 1936), «Садовник мадам Юссон» (театр «Сен-Мартен», 1937), «Ты спас мне жизнь» Гитри (театр «Варьете», 1949) - три пьесы, ставшие впоследствии популярными фильмами. Наконец, в конце 60-х Фернандель совершает турне со спектаклем по пьесе Роберта Томаса «Фредди».

В интервале между 1930 и 1969, включая смутное время оккупации, Фернандель автоматически снимается в 150 фильмах, вызывая смех публики (говорят, что он не смог служить в армии, так как во время несения караула у дверей казармы собиралась смеющаяся толпа!). Средний уровень этой кинопродукции, если вспомнить о бесконечной серии «Фердинанд-гуляка», «Рафаэль-Татуировка», «Петушиное сердце», «Эмиль - африканец» или различных «Бонифациев», конечно, достаточно низок. Тем не менее актёр становится необыкновенно популярен. Любой пятилетний ребёнок, по убеждению самого Фернанделя, знал, кто он такой. К сказанному Фернандель добавлял не без юмора: «Доказательством того, что я - великий актёр, является то, что в «Дон Камилло» у меня самый великий партнёр: сам Бог!» Перед войной он снялся в нескольких выдающихся фильмах: «Ребёнку дают слабительное» (очень короткая роль под руководством Жана Ренуара), «Забавы эскадрона» Мориса Турнёра (с участием Рэмю и Габена), «Адемай-авиатор» (с Ноэль-Ноэлем), «Один из легиона» и «Франсуа Первый» Кристиан-Жака, «Ограбление» (с Мишелем Симоном). В то же время можно оценить его появление в гротескных ролях: «Ловкачи из одиннадцатой» (диалоги Ануйа), «Трикош и Каколе», а также склонность к переодеванию в женские платья, о чём свидетельствует знаменитый фильм «Пять су Лавареда». О Фернанделе снова заговорили благодаря преображению, произошедшему с ним в фильмах Паньоля: простак с большим сердцем в фильме «Анжела»; Жедемюс в фильме «Оживление»; незабываемый персонаж в фильме «Шпунц», где он гениально изобразил с помощью мимики и жестов одну из статей Уголовного кодекса; сыгранные уже после войны роли Фелипе и, наконец, Туана - трогательного горбуна, влюбленного в красавицу Наис, - роли, где нет даже слабых намёков на комическое. «Именно у Паньоля я смог доказать, что стал настоящим актёром», - честно признается Фернандель.

Для послевоенного периода творчества Фернанделя характерна многоплановость ролей. Зрелый актёр, слегка разочарованный, с лицом, напоминающим лошадиное, позволяет себе роскошь играть совершенно противоположные типажи, переходя от «черного» юмора («Летающий шкаф», «Красная гостиница») к мелодраме («Убийства», «Запретный плод»), от полицейской картины («Человек в непромокаемом плаще») к пародийному вестерну («Джек-Динамит»). Он великолепен в роли Али-Бабы в фильме Жака Беккера, привлекателен в роли Сганареля в фильме «Дон Жуан» Джона Берри. Но суровая сдержанность, продемонстрированная в фильме «Поездка отца», скорее не характерна для него. Что же касается сериала «Дон Камилло», то вопреки (или по причине) высокопарности, присущей рассуждениям его персонажа, этот сериал переводит актёра в разряд мифов. Его карьера достаточно любопытно заканчивается участием в поэтическом фильме экологического содержания «Счастлив тот, кто подобно Улиссу...». Можно сказать, счастлив тот, кто подобен Фернанделю: актёр, осыпанный золотом неисчислимых удач, попробовавший себя в постановке («Простак», «Адриен», «Адемар, или Игрушка судьбы») и продюсировании (на студии «Гафер» совместно с Жаном Габеном), он остался верен местам, где родился, простым и незатейливым нравам Прованса. Секрет долговечности его карьеры заключается в искусстве, о котором говорил Марсель Паньоль, а Фернандель владел им на самом высоком уровне: «заставлять смеяться людей, у которых столько причин, чтобы плакать».