Жан Марэ: О моей жизни (1994)



Глава 7. (страницы 89-92)

(Перевод Натэллы Тодрия)
страница 89

Перед началом репетиций «Рыцарей Круглого стола» Жан Кокто повёз меня на юг Франции в Тулон к своей приятельнице, художнице-декоратору Куле Роппа.

В первый раз я ехал на юг. Нет, я ошибся: однажды я ездил в Монпелье к маме, когда она лежала там в лазарете. У меня осталось печальное воспоминание от юга, тем более, что я чуть не утонул в Палавас-ле-Фло. Этот пляж разделялся каналом на две части. Когда я переплывал его, течение подхватило меня и понесло. Я не смел позвать на помощь, боясь показаться смешным. Меня заметили. Мой гороскоп! «Остерегайтесь воды и огня».

Мать отнеслась с неодобрением к тому, что я проведу несколько недель с Жаном Кокто. Я объяснил ей, что это необходимо для подготовки к спектаклю. Розали не высказала никакого мнения об «Эдипе» и «Макбете». Она ещё не верила в то, что я действительно сыграю в «Рыцарях Круглого стола». А я был так счастлив и мне так хотелось, чтобы она радовалась вместе со мной, но она страдала оттого, что кто-то другой может сделать меня счастливым. Наша поразительная близость стала понемногу таять.

страница 90

В первый раз я ехал в спальном вагоне. Наше купе не походило на другие: запах опиума придавал ему таинственность.

Я не курил. Но ко мне вернулось знакомое по коллежу ощущение, что я занимаюсь чем-то запретным.

Выкурив свою трубку, Жан лежал неподвижно, вытянувшись на нижней полке. Я наверху погасил свет, чтобы он думал, что я заснул. Он лежал с открытыми глазами. Я знал, что он работает.

«После Баланса начнётся юг. Ты увидишь красные черепичные крыши...»

Все пейзажи, страны, города, всё увиденное вместе с Жаном Кокто, становилось бесподобным. Благодаря ему я открывал красоту там, где никогда не подозревал её, красоту, которую сам не заметил бы. В Тулоне он останавливал меня у какого-нибудь неприметного дома, поражённый простодушным изяществом дверного молотка. Разумеется, я восхищался знаменитыми кариатидами Пюже. Мы часами бродили по улицам. Его восхищение всем красивым и своеобразным открыло мне гораздо больше, чем всё, чему меня учили раньше. И при этом он вовсе не старался преподать мне урок. Я мог задавать ему вопросы, обнаруживавшие моё отчаянное невежество. Он отвечал терпеливо, ничем не выказывая удивления. Я был счастлив. Я не играл больше комедии: я любил Жана.

У Кулы Роппа была прелестная квартира с видом на порт — две спальни и гостиная.

Примечания:

Пюже Пьер (1620 — 1694) — французский скульптор.

страница 91

Спальня Жана очень быстро приняла обычный для его комнаты вид: вещицы и бумаги, разбросанные в «организованном» беспорядке, преобразили её. Я работал на террасе или на пляже. Возвращаясь, находил эскизы декораций, костюмов, мебели для «Рыцарей». Рисунки для меня или мои карандашные портреты. Когда Кокто хотелось в свои карандашные наброски добавить красок, он пользовался всем, что попадало под руку: цветными чернилами, мелками, румянами Кулы Роппа.

Как-то во время вечерней прогулки Жан заметил поразившую его вывеску торговца перчатками. С тех пор всякий раз, проходя мимо лавки, он говорил, что мечтает иметь эту красную железную перчатку. Часто мы специально ходили посмотреть на неё. Однажды ночью, ничего не сказав Жану, я влез на второй этаж и сорвал перчатку. Когда я принёс её Жану, он не поверил своим глазам.

Кула Роппа изредка курила опиум вместе с Жаном. Нам прислуживал бой-индокитаец, что добавляло экзотики к обстановке, в которой мы жили.

Было очень жарко. Я спал голый в комнате Жана. В семь часов утра, — для нас это ночь, — раздаётся стук в дверь. Не дожидаясь ответа, входят шесть полицейских. Я накинул на себя халат. Они не смотрят на меня, делая вид, что я не существую. Однако позднее я узнал, что застигнутый в комнате курильщика тоже считается наркоманом.

Вежливо извинившись, что выполняют свой долг, они составляют протокол, уносят опиум и все аксессуары. То же самое они проделывают и в спальне Кулы Роппа. Жан сражён.

— Что делать?

— Ты должен заняться дезинтоксикацией, — отвечаю я.

страница 92

— Нет, мой Жанно, нет. Лечение стоит очень дорого и требует времени, а у меня его нет. Я должен вернуться в Париж, чтобы поставить нашу пьесу.

— Жан, ты должен.

— Нет, я покончу с собой. Я не хочу больше курить, не хочу дезинтоксикации, хочу умереть.

— Жан!

— В любом случае, перестав курить, я рискую, что начнутся адские муки; я не хочу ждать.

Жан посылает меня в Марсель, дав адрес, где я мог достать опиум и всё, что нужно для курения.

Сколько же ещё времени понадобится, чтобы уговорить его пройти курс дезинтоксикации? Я часто упрекал себя, что не воспользовался тогда этими обстоятельствами и уступил ему.

Наконец мы репетируем «Рыцарей Круглого стола». Люсьенн Богэр, для которой написана роль королевы, отказывается от неё. Эдвиж Фейер тоже не соглашается играть королеву. Полетт Паке рекомендует молодую, совсем неизвестную Анни Морен. Потрясающая роль королевы чрезвычайно трудна. Анни Морен хорошая артистка.

Но здесь нужна гениальная.

Я настаиваю, чтобы Мерлина играл Мишель Витольд. Он слишком молод для этой роли, но какой талант и какая безмерная любовь к своей профессии! Так как Жан-Луи Барро отказался от роли Говена, Жан поручил её Жоржу Роллену. В нём не будет загадочности, секса, неожиданности. Бланшетт Брюнуа очаровательна в Эландине. Самсон Фенсильбер — король Артур, Паскаль — Ланселот, Ив Форже — Сеграмон.

Жан погружается в сложнейшую работу над постановкой и в то же время он сама вежливость, приветливость. Его указания точны и ясны. Он ничего не готовит заранее. Он импровизирует. Жан любит своих актёров и не скупится на похвалы.

Примечания:

Богэр Люсьенн (1893 1892 — 1983) — французская актриса театра и кино.

Фейер Эдвиж (р.1907 — 1998) — французская актриса театра и кино.

Барро Жан-Луи (1910 — 1994) — французский актёр театра и кино, режиссёр, мим.

Роллен Жорж (1912 — 1964) — французский актёр театра и кино.

Брюнуа Бланшетт (р.1918 1915 — 2005) — французская актриса театра и кино.

Самсон Фенсильбер (1904 — 1984 1983) — французский актёр театра и кино.

страница 88Содержаниестраница 93

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика