«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 5-8)

(Александр Брагинский)
страница 5

Жан-Поль Ле Шануа — это псевдоним Жан-Поля Дрейфюса. Родился он в Париже 25 октября 1909 года. Его отец и дед со стороны матери были врачами и очень хотели, чтобы их сын и внук пошёл по этому же пути. Однако профессия врача не вызывала у молодого человека ничего, кроме глубокого уважения. Он мечтает о другом, правда, это «другое» не сразу приняло осязаемые контуры. Отсюда «скачки» в биографии Дрейфюса, которые могут показаться выражением несерьёзности. Некоторое время он учится в Сорбонне на факультете права и мечтает о карьере адвоката. Затем, вняв уговорам отца, поступает всё же на медицинский факультет и решает специализироваться по психиатрии. Но и здесь не задерживается надолго. Жан-Поль не в состоянии корпеть над книгами и посвящать часы занятиям в анатомическом театре. И он отправляется путешествовать: служит матросом на торговом судне дальнего плавания, работает официантом в ресторане, барменом, коммивояжёром по сбыту галантерейной продукции, приказчиком в магазине, затем печатником в типографии, велогонщиком, сельскохозяйственным рабочим.

страница 6

Начиная с 1928 года Жан-Поль принимает активное участие в деятельности киноклубов, которые зародились во Франции ещё в 1925 году и активно отстаивали интересы национального киноискусства. Федерация киноклубов поручила Дрейфюсу руководить дискуссиями и выступать с необходимыми пояснениями перед началом просмотров картин, большей частью по тем или другим причинам не получивших доступ на коммерческий экран. Среди них были и некоторые советские картины: «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна, «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина, а позднее «Три песни о Ленине» Д. Вертова.

Критик Жан-Жак Ориль предлагает сотрудничество в только что организованном журнале «Ревю дю синема». Дрейфюс охотно соглашается.

Журналистская и критическая деятельность в «Ревю дю синема», где он вскоре займёт штатную должность секретаря редакции, выступления в киноклубах, организация собственного издания «Спектатер» («Зритель»), который печатает программы всех зрелищ Парижа и где сотрудничают многие авторы «Ревю дю синема» 1 (Это издание просуществовало всего шесть недель, но возродилось позднее как еженедельник «Une semaine de Paris» («Парижская неделя»).) — таковы разнообразные стороны деятельности молодого Дрейфюса. Его всё интересовало, и он был готов взяться ещё за какую-нибудь работу, лишь бы она принесла ему что-то новое в этом полном неизвестности и загадок мире седьмого искусства.

страница 7

Вскоре такая возможность представилась. Фирме «Пате» нужен был энергичный руководитель производственного отдела на парижской студии. Эту должность предложили Дрейфюсу.

Как было Жан-Полю не согласиться?! Предложение «Пате» давало ему возможность наконец-то подышать воздухом киностудии и познакомиться на практике со всеми пружинами студийного механизма. «Я сделал тогда много глупостей, — признаётся сегодня Ле Шануа. — Но мне прощали, ибо я проявлял много доброй воли и желания научиться» 1 (Из интервью, данного Ле Шануа автору (дальнейшем сокращённо — из интервью).).

На киностудии «Пате» Дрейфюс начинает осваивать приёмы монтажа. Довольно быстро овладев этим искусством, он уже в качестве монтажёра принимает участие в создании ряда фильмов, в частности весьма посредственной картины «Дама от «Максима», которую ставил во Франции английский режиссёр Александр Корд, а затем ассистирует тому же А. Корда, Ж. Дювивье, А. Литваку, М. Турнеру, Р. Клеру. Случилось так, что, до того как встретиться с Жюльеном Дювивье, Дрейфюс в одной из своих статей основательно раскритиковал в «Ревю дю синема» его фильм «Мамаша Колибри», утверждая со свойственной молодости резкостью, что от картины «исходит тошнотворный запах». И вот Дрейфюса представили Дювивье. Тот сразу вспомнил эту злополучную фразу и ехидно заметил молодому человеку:

страница 8

— Ну, теперь вы сами увидите, лёгкое ли дело кино!

«Дювивье заставил меня пролить немало слез, — вспоминает Ле Шануа. — Но я благодарен ему. Он многому научил меня, и я всегда считал его одним из крупнейших мастеров французского кино» 1 (Из интервью.).

Здесь же, на съёмочной площадке, молодому ассистенту представилась возможность проявить и другие свои способности. Когда у кого-нибудь из режиссёров не ладилось с диалогами, он быстро и ловко поправлял текст, причём так, что это всех устраивало. В дальнейшем его всё чаще начинают привлекать к написанию сценариев.

Начало 30-х годов — период напряжённых политических схваток французского пролетариата с реакцией, период, когда рабочий класс и передовая интеллигенция решительно выступили против происков отечественных фашистов — «синих беретов» и их «фюрера» полковника де ля Рока. Попытка этих элементов совершить переворот в феврале 1934 года провалилась благодаря объединённым усилиям всех левых сил страны. В результате был создан Народный фронт борьбы против фашизма и войны.

 Содержаниестраница 9

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика