«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 21-24)
(Александр Брагинский)страница 21 |
Создавался он в период наивысшего подъёма Народного фронта на средства зрителей, членов ВКТ 1 (ВКТ — Всесоюзная конфедерация труда, крупнейшее во Франции объединение профсоюзов прогрессивного направления. ВКТ всегда была близка Компартии Франции, поддерживая её политику защиты интересов трудящихся.).
В фильме «Марсельеза» — одном из самых выдающихся произведений прогрессивного французского киноискусства — была показана эпоха создания этой песни, ставшей гимном французской республики.
Секретарь ЦК КПФ Морис Торез внимательно следил за деятельностью близких Компартии кинематографистов. Он неоднократно встречался с членами съёмочных групп «Жизнь принадлежит нам» и «Марсельеза». Эти встречи с Торезом не могли не отразиться на всей дальнейшей жизни и деятельности Ле Шануа.
По окончании «Марсельезы» Дрейфюс предпринимает самостоятельно съёмки нескольких документальных лент. Одна из них была посвящена жизни писателя-коммуниста, главного редактора газеты «Юманите» Жан-Поля Вайян-Кутюрье, скончавшегося в 1938 году, другая — событиям в Испании. В начале 1938 года Компартия поручает Дрейфюсу сделать фильм, который показал бы её борьбу за интересы престарелых рабочих. Картина «Время цветения вишен» развивает один из тезисов ленты Ренуара, тезис о необходимости материального обеспечения старости.
страница 22 |
«Время цветения вишен» — название песенки шансонье прошлого века Жан-Батиста Клемана. Активный участник Парижской коммуны, Клеман посвятил её неизвестной девушке, медсестре, помогавшей раненым защитникам одной из последних баррикад на улице Фонтен-о-Руа. В песне говорилось о простых чувствах, о любви, о внимании к человеческой жизни. Она обладала поистине народной интонацией и, выражая веру в лучшее будущее, была окрашена поэтическим образом цветущих вишен, образом весны, надежды, мира.
Действие картины «Время цветения вишен» развёртывается на большом историческом отрезке времени: от 1895 до 1937 года. В центре фильма история двух семей — крупного капиталиста и простого рабочего. В первой — процветают жажда наживы и лицемерие в личных отношениях, во второй — бедность, но зато дружба, взаимная выручка в беде. Стремясь сделать свою мысль о классовом расслоении предельно ясной, Дрейфюс подчёркивает каждую фразу, каждый жест своих героев, не опасаясь откровенной плакатности. Так, в конце картины Жильберта (Светлана Питоева), невеста главного героя Пьера, выступает с призывом и к тем, кто на экране, но в ещё большей степени к тем, кто в зале, — помогать старикам, заботиться об их обеспечении под старость.
страница 23 |
Так же как и Ренуар, Дрейфюс использует в своём фильме хронику. Но если Ренуар лишь обрамлял ею свой фильм «Жизнь принадлежит нам», то Дрейфюс вводит её в сюжетную ткань картины. Целый ряд кадров был снят операторами специально (например, демонстрация старых рабочих на улицах Парижа), кадры выступления Жака Дюкло на бирже труда взяты из хроники тех лет. Фильм «Время цветения вишен» передавал типичные приметы времени, давал возможность почувствовать дух эпохи. Необычайно интересны репортажные зарисовки Парижа конца 30-х годов, в которых ощущается революционный подъём, охвативший французский пролетариат. Правда, в стремлении охватить всё насущные проблемы режиссёр не сумел избежать фрагментарности, скороговорки, и многие эпизоды фильма оказались слабо связанными с сюжетом.
Желая передать отношение простых людей Франции к Советскому Союзу, режиссёр показывает на экране знаменитую статую Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», венчающую Советский павильон на Международной выставке 1937 года, и вкладывает в уста одного из героев слова: «Когда я вижу эту статую, мне хочется быть лучше».
страница 24 |
В партитуре фильма используется популярная в те годы в рабочей среде песня Д. Шостаковича «Нас утро встречает прохладой». В общем, фильм Дрейфюса близок к агитпроповским плакатам «Синей блузы». Он откровенно тенденциозен. Симпатии автора ничем не завуалированы. Зрителям ясно, что капиталисты — кровопийцы, и что рабочие страдают от эксплуатации, и что только коммунисты защищают их интересы.
Дрейфюс закончил картину перед самым вступлением Франции во вторую мировую войну. Одновременно с запрещением Компартии началось наступление сил реакции на демократию. О выходе на экран такого фильма, как «Время цветения вишен», не могло быть и речи.
И всё-таки именно с него начинается творческая биография кинорежиссёра Ле Шануа. Здесь он впервые обращается к идеям, которые будут волновать его всю жизнь, — идеям человечности, доброты, необходимости помогать друг другу в беде. Вот отчего, откровенно рассказав о многих художественных просчётах своего первого фильма, Ле Шануа в заключение добавил: «Я счастлив, что в самом начале своей карьеры сделал фильм во имя идеи, в которую верил. Ведь это бывает не так уж часто» 1 (Из интервью.).
страница 20 | Содержание | страница 25 |