«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 29-32)

(Александр Брагинский)
страница 29

Жорж Садуль писал о нём следующее: «Показанный в конце второй зимы мрачной нацистской оккупации этот свежий, увлекательный, убедительный фильм словно внёс струю свежего ветра и надежды» 1 (Ж. Садуль, Всеобщая история кино, т. VI, М., «Искусство», 1963, стр. 71.). Такую же роль сыграл и один из шедевров французского кино — фильм-притча «Вечерние посетители». Действие его перенесено в XV век. Эта история любви двух юных героев, сумевших противостоять жестоким испытаниям, находила горячий отклик в сердце каждого патриота. Когда дьявол обращал в камень не повиновавшихся ему влюблённых и через гранит слышал, как продолжают биться их сердца, — любой понимал, что хотели сказать этой аллегорией автор сценария Жак Превер и режиссёр-постановщик Марсель Карне: свободолюбивое сердце Франции продолжает биться. Прославляя героизм французской женщины, ставящей авиационный рекорд, фильм Жана Гремийона «Небо принадлежит вам» (1944) прозвучал как призыв к сопротивлению всему тому, что мешает проявлению лучших качеств французского народа.

Мы назвали лишь три фильма. Вообще-то их значительно больше (среди них и фильм Жана Деланнуа «Понкарраль», и «Фантастическая симфония» Кристиан-Жака и др.).

страница 30

В середине 1943 года родился Комитет освобождения кино, тесно связанный с движением Сопротивления. В него вошли многие режиссёры и актёры. Активное участие в создании и в деятельности этого Комитета принял Ле Шануа.

Как показала жизнь, освобождение кино от политического и экономического давления властей — задача неразрешимая при любом буржуазном правительстве. Тем не менее Комитет, возглавляемый Жаном Пенлеве, сыграл немалую роль в отстаивании интересов национального кино и во время войны и после изгнания оккупантов, когда вместе с американскими танками в Париж прибыл представитель голливудских кинокомпаний для установления контроля над кинематографией освобождённой страны. Не случайно первым конфликтом, возникшим между Францией и США в послевоенный период, был конфликт из-за их претензий на монополию в кинопрокате. В годы оккупации Комитет освобождения кино организует документальные съёмки военных действий партизан в районе Веркора, а позднее — событий, развернувшихся в Париже в августе 1944 года при освобождении столицы Франции.

«Я думал, — говорит сегодня Ле Шануа, — что будет хорошо, если впоследствии люди увидят в кино документы, относящиеся к событиям этой волнующей и трагической эпохи» 1 (Из интервью.).

страница 31

Нужно было найти для осуществления этого плана смелых и решительных людей, плёнку, аппаратуру. Надо было отправить их в район Веркора. Через Национальный совет Сопротивления эта организационная часть работы была завершена в короткий срок. Сначала в горы был переброшен оператор Феликс Форестье. За ним последовали Вейль и Кутабль. По разработанному ими совместно с Ле Шануа сценарному плану они сняли жизнь партизан, их боевые действия против оккупантов.

Операторы прибыли в партизанский центр как раз тогда, когда там ожидали присылки из Англии по воздуху оружия. Самолёты союзной авиации сбросили его в тот момент, когда оккупанты предприняли решительное наступление в этом районе, сосредоточив против партизан Веркора крупные силы и технику. Был снят и этот неравный бой, в котором верх взяли более многочисленные и лучше вооружённые нацисты. Партизанам пришлось уйти из Веркора.

Партизанам пришлось уйти из Веркора.

Вынужденные отступать вместе с партизанами, операторы не могли взять с собой отснятые кассеты. Их уложили в тайник на кладбище. После освобождения Франции Ле Шануа вместе с друзьями отправился туда. Плёнка была на месте, однако многие кадры под воздействием сырости стали непригодными. Впрочем, самые значительные всё же сохранились.

страница 32

Приступая к созданию фильма «В сердце бури», Ле Шануа колебался: ограничиться ли локальной темой — показом событий в Веркоре, для чего было достаточно снятого материала, либо попытаться воссоздать широкий исторический фон. В этом случае требовалось произвести некоторые досъёмки и порыться в киноархивах стран-победительниц. Режиссёр выбрал второе, решив сделать фильм о партизанском движении Веркора как о составной части общемирового фронта борьбы с гитлеризмом. Ему хотелось рассказать о героизме лучших представителей французского народа, проявленном в борьбе с оккупантами. Напомнить тем, кто успел позабыть, об активной роли Коммунистической партии Франции в организации Сопротивления. Картина «В сердце бури» подчёркивает значение Сталинградской битвы для освобождения всей Европы, и в частности Франции.

 

В первые же месяцы освобождения Франции от оккупантов прогрессивные кинематографисты разрабатывают план реорганизации кинопромышленности, пересмотра налоговой системы, ограничения ввоза иностранных фильмов. План этот, однако, оказался утопичным.

страница 28Содержаниестраница 33

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика