«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 33-36)

(Александр Брагинский)
страница 33

Несмотря на противодействие французской общественности, США удалось навязать Франции кабальное «Соглашение Блюм—Бирнс», которым узаконивалось полное экономическое подчинение Голливуду. Экран захлестнули американские фильмы. Под угрозой оказалось само существование французского кино. В стране поднялась волна протеста против «Соглашения», завершившаяся мощной демонстрацией 5 января 1948 года. Общественное мнение победило: «Соглашение Блюма — Бирнса» было пересмотрено и заменено новым — Парижским соглашением, подписанным 16 августа 1948 года.

Правда, положение французской кинопромышленности по-прежнему оставалось тяжёлым. По-прежнему сказывалось засилье американского капитала и американских фильмов. По-прежнему кинематографисты лишены были возможности создавать произведения, отвечающие их художническим и идейным устремлениям.

Изыскивая возможности, прогрессивные кинематографисты основывают свою собственную кинокомпанию Всеобщий кооператив французского кино, во главе которого становится кинорежиссёр Луи Дакен. Именно для этого кооператива и создаёт Ле Шануа свою первую послевоенную игровую ленту «Господа Людовики».

Правда, в этот период его больше увлекала идея рассказать о реформаторе школьного дела во Франции Френе. Ле Шануа уже почти закончил сценарий этого фильма.

страница 34

Он был хорошо знаком с людьми, которым этот человек ещё до войны помог получить образование, много часов провёл в беседах с самим Френе. Однако ему пока ещё не удалось склонить своих друзей из Кооператива к постановке фильма «Школа бездельников». Для проката на первых порах был куда желательнее развлекательный, лёгкий сюжет, нежели проблемная картина о школьном воспитании.

Сценарий фильма «Господа Людовики» написан по пьесе Пьера Сиза «Людо» — комедии, имевшей довольно большой успех в театрах. В этой добротно скроенной пьесе не было ничего такого, что могло бы как-то захватить постановщика «В сердце бури». Но Ле Шануа ухватился за мысль, прочерченную в пьесе пунктирно, — мысль о человечности и доброте.

Фильм «Господа Людовики» направлен против равнодушия. Главный его герой Людовик Сегэн (эту роль играл Бернар Блие) начинает с малого — он пытается объединить в «Клубе Людовиков» людей, носящих это имя и родившихся в один день. От этой чудаческой, несбыточной идеи Сегэн после всяческих перипетий приходит к твёрдому убеждению, что «люди должны помогать друг другу не потому, что родились в один день, а просто оттого, что они — люди». Конечно, мысль эта не нова, однако не так уж часто ей следуют в жизни.

страница 35

Во всяком случае, миру не угрожает гибель от переизбытка человеколюбия. К тому же призыв к доброте в фильме Ле Шануа — не абстрактное заклинание, режиссёр как бы даёт предметный урок доброты.

На примере поступков своего героя, мягкого, застенчивого, сентиментального, Ле Шануа показывает, что доброта должна быть активной. Проявленные Людовиком нерешительность, пассивность по отношению к любимой им девушке, которая не приглянулась его матери, граничат с предательством. Осознав это, Сегэн находит в себе силы побороть нерешительность. Он спасает и разуверившуюся в людях Анну-Марию и свою любовь.

Успех «Господ Людовиков» в прокате открывает перед Ле Шануа возможность реализовать наконец свой давний замысел — поставить «Школу бездельников». Личная увлечённость Ле Шануа проблемой школьного воспитания и опытами преподавателя Френе совпала с её объективной актуальностью. Именно в этот период в газетах много пишут о необходимости школьной реформы: наследие Третьей республики, школа на всех своих ступенях, а особенно начальная, выполняла совершенно определённые классовые функции, не столько поощряя, сколько сдерживая стремление народа получить образование.

страница 36

По инициативе коммунистов была создана специальная парламентская комиссия, под руководством выдающегося учёного-коммуниста Ланжевена, которой было поручено разработать проект реформы. Усилия этой комиссии, однако, не увенчались успехом, натолкнувшись на тайное и явное сопротивление влиятельных кругов, в частности церкви 1 (Характерно, что и сегодня предложения комиссии ( «План Ланжевен — Валлон» ) по-прежнему актуальны и Компартия неустанно возвращается к ним во время избирательных кампании.). Примечательно, что в 1945 году во Франции была выпущена в прокат картина Жана Виго «Ноль за поведение», двенадцать лет находившаяся под запретом. Поставленный в 1933 году, фильм Виго был направлен против палочной дисциплины, против наказаний душевных и телесных.

Если Виго выступал как гневный разоблачитель, то для Ле Шануа важнее было выдвинуть определённые конструктивные предложения. Деятельность учителя Френе давала Ле Шануа наглядный урок ответственного отношения к своему делу. И Френе и Ле Шануа придерживаются того мнения, что человек не может быть равнодушен к невзгодам ближнего, что он должен быть полезен ему. Виго стремился главным образом к тому, чтоб передать средствами кино атмосферу в закрытом учебном заведении, поставив в своём фильме общечеловеческие проблемы.

страница 32Содержаниестраница 37

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика