«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 41-44)

(Александр Брагинский)
страница 41

И он — правда, в самой изысканной форме — требует от Паскаля, чтобы тот «вёл класс так, как у нас принято», то есть по старинке, готовя из учеников послушных овечек. Примерно с середины фильма внимание Ле Шануа сосредоточивается на борьбе Паскаля за Альбера — подростка, уже несколько раз срезавшегося на выпускных экзаменах и для которого очередной экзамен представляется решающим в жизни. Паскаль горячо сочувствует Альберу, старается помочь ему обрести веру в свои силы. Мальчик воспитывается самостоятельно: родителей у него нет, старшая сестра пользуется дурной репутацией в городке. И он, естественно, тянется к умному и доброму учителю. Альбер понимает, какое значение имеет для Паскаля успешная сдача им экзаменов в районном центре. Он знает, что тот принял вызов муниципалитета, заявив, что ни один из его учеников не провалится на экзамене, в противном случае он сам подаст в отставку. Всё это делает и учителя и ученика своеобразными соучастниками «заговора».

К числу лучших эпизодов фильма относится эпизод экзамена. Он похож на сражение. Альбер должен отвечать на вопросы экзаменатора, для которого факт взятия Бастилии интересен не как важнейшая веха в борьбе французского народа за свободу, а лишь как хронологическая дата, наряду, например, с датой смерти Людовика XIV.

страница 42

Альбер же научился у своего учителя размышлять, сопоставлять факты истории с современной жизнью. Он мужественно и смело отстаивает своё право рассуждать о смысле уроков истории. И схоласт-историк вынужден капитулировать. В конце концов Альбер успешно проходит через все препоны и получает свидетельство об окончании школы.

Спор, который идёт между Альбером и историком, как бы резюмирует общественную, гражданскую позицию режиссёра, выступающего вместе с Паскалем против косности и консерватизма.

Весь фильм, как говорится, покоится на плечах Паскаля — Бернара Блие. Актёр большого обаяния, Бернар Блие отлично справляется с этой нелёгкой ролью. Характерно, что те эпизоды, где Паскаль выступает как борец за воплощение в жизнь своей идеи, получились намного ярче и убедительнее тех, где он представал просто человеком, с присущими ему слабостями и недостатками. (Личная жизнь Паскаля, его взаимоотношения с дочерью Арно и искусственный «хэппи энд» с поцелуем на глазах у учеников выглядят в картине несколько фальшиво.)

Фильм «Школа бездельников» — произведение, созданное по велению сердца. Об этом свидетельствуют и ясность замысла, и точность его воплощения, и откровенная симпатия к своему герою, и не менее откровенная ненависть к его противникам.

страница 43

При всей справедливости упрёков в прямолинейности режиссуры и в некоторой суховатости «Школа бездельников» заняла достойное место во французском киноискусстве тех лет.

Фильм наполнен здоровым оптимизмом, особенно резко контрастирующим с тоскливой безнадёжностью «чёрных фильмов», наводнивших в 40-е и 50-е годы экраны Франции и других стран.

После «Школы бездельников» Ле Шануа задумал поставить фильм «Адрес неизвестен». Однако добиться его постановки удалось с большим трудом.

Сценарий А. Жоффе неизменно встречал иронические замечания. «Хороший таксист? Спасающий жизнь матери-одиночки? На фоне современного Парижа? К чему это! Наш зритель не станет смотреть такой фильм!» — говорили «всезнающие» продюсеры и прокатчики. Взамен Ле Шануа предлагают другие сценарии. Понимая, что упорными отказами он может надолго лишить себя всякой работы, режиссёр вынужден согласиться поставить картину по роману австрийской писательницы Викки Баум «Карьера Дорис Харт». В прокат фильм был выпущен под «завлекательным» названием «Какова красавица» (1950).

...Талантливой танцовщице Жанне Морель (её роль играла Мишель Морган) не удаётся пробиться на сцену.

страница 44

Чтобы иметь возможность платить за уроки танцев, она вынуждена работать официанткой. Когда же ей всё-таки представилась возможность выступать на подмостках, она получает лишь второстепенные роли. До поры до времени всё это её не очень волнует: она поглощена любовью к скульптору Пьеру Леду (артист Анри Видаль). Правда, их счастье омрачается ревностью Пьера, особенно к богатому меценату Ребо. Застав однажды Жанну в его компании, Пьер стреляет в девушку и тяжело ранит. Так он попадает в тюрьму. Оставшись одна, Жанна становится любовницей Ребо, получает главную роль в спектакле и берёт псевдоним Ирэн Барановской. Врачи, однако, предупреждают её, что ей нужно беречь себя. Жанна-Ирэн пренебрегает этими советами. Благодаря своей связи с антрепренёром она быстро продвигается по лестнице славы, тем более что она действительно очень талантлива. Ей теперь всё удаётся, и в первую очередь досрочное освобождение Пьера из заключения, ради чего она и шла на всяческие компромиссы.

Тот пока не знает, что его Жанна — это знаменитая уже балерина Ирэн и что она изменила их любви. А когда узнает, следует бурное объяснение, после которого Жанна умирает у него на руках от сердечного приступа.

Такова фабула фильма, сценарий которого был написан ФрансуаЭой Жиру и самим Ле Шануа.

страница 40Содержаниестраница 45

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика