«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 49-52)
(Александр Брагинский)страница 49 |
В образ Эмиля Ле Шануа вложил принципиально важные для себя мысли. Он — олицетворение активного, действенного начала. В исполнении актёра Бернара Блие Эмиль - это подлинно соль земли парижской. Добрый, но не бесхарактерный, сдержанный в выражении своих чувств, сильный и решительный, когда чувствует свою правоту. Одновременно с «Адресом» на экраны Франции (с куда большим рекламным треском) вышли две картины, которые отражали направления, характерные для французской кинематографии 50-х годов. Это «Под небом Парижа» Дювивье и «Потерянные сувениры» Кристиан-Жака.
Название фильма Дювивье «Под небом Парижа» в чём-то перекликалось со знаменитой картиной Рене Клера «Под крышами Парижа». Оно предполагало рассказ о большом городе и его обитателях.
В фильме «Под небом Парижа» основной акцент сделан на показе различных человеческих судеб. Кого же, однако, выбрал Дювивье в качестве героев? Несчастную старуху, одержимую любовью к кошкам, которые нападают на неё, когда старая женщина не приносит им пищи; одинокую натурщицу, которая гибнет от руки садиста-скульптора, неудачника-врача, который проваливается на аттестационном экзамене. Только на минуту в фильм врывается дыхание подлинной жизни, когда режиссёр показывает забастовку на одном из заводов.
страница 50 |
Но следует признать, что весь этот эпизод вместе с празднованием дня рождения одного из забастовщиков у ворот завода, в котором заперлись рабочие, выглядит в фильме чужеродным, вставным «номером». Дювивье в этой картине увлекают, как пишет в своей книге П. Лепроон 1 (См.: Пьер Лепроон, Современные французские кинорежиссёры, М., Изд-во иностранной литературы, 1960.), «исключительные личности», чьи имена завтра попадут в газетную хронику. К таким личностям относится сквозной герой этого фильма — маниакальный убийца скульптор Матиас, который одержим страшным комплексом: едва он видит тонкую женскую шею, как тотчас теряет над собой власть и душит свою жертву. В финале маленькая девочка, с которой сталкивается в порту Матиас и над которой на минуту тоже нависла опасность быть задушенной, помогает тому преодолеть свою болезнь. Эта встреча, говорит автор, может стать началом исцеления Матиаса. Вольные, изломленные, отчужденные от нормальной жизни — таковы персонажи «Под небом Парижа».
В этот же период даже такой «закоренелый» жизнелюб и оптимист, как Кристиан-Жак, оказался подверженным моде и в одной из новелл своего фильма «Потерянные сувениры» показал маниакального убийцу, который убивает приютившую его проститутку.
страница 51 |
Тереза в фильме Ле Шануа встречала Эмиля, его дружбу и участие. На пути героини киноновеллы Кристиан-Жака (её роль играла, кстати сказать, та же Даниель Делорм) становится убийца. Уже в одном этом ощущается различное отношение художников к задачам искусства.
Следующий фильм Ле Шануа — «Брачная контора» (1952) — стал продолжением начатого им уже разговора об одиночестве человека в большом городе, человека, не имеющего близких друзей и любимого дела. Человека, не умеющего постоять ни за себя, ни за кого-либо другого.
Главный герой фильма Ноэль Пайере (снова Бернар Блие) — человек замкнутый, нерешительный. Таким он был и в коллеже, и дома, и даже в казарме, из которой во время минувшей войны попал в лагерь для военнопленных, и, наконец, за окошечком банка, куда устроился по велению маменьки, всецело и, вероятно, искренне занятой организацией его «счастья». Так бы, вероятно, и прожил бы до конца своих дней Ноэль, не проявив своего характера, не расхрабрившись объясниться с Жильбертой, которая, устав ждать, уезжает в Париж, если бы не внезапная смерть родной тётки, сделавшей его наследником брачной конторы под названием «Мэзон юнион» («Дом союза»). Ноэль решает воспользоваться своим отпуском, чтобы поработать в Париже в этом любопытном учреждении.
страница 52 |
В судьбах людей, с которыми сталкивается Ноэль в брачной конторе, он видит сходство со своей собственной судьбой. Стараясь помочь им обрести семью, преодолеть ощущение своей ущербности, Ноэль невольно меняется и сам. Становится более решительным и определённым в своих поступках. Он разыскивает в Париже Жильберту, пережившую к тому времени ряд разочарований, и женится на ней вопреки желанию матери...
Брачная контора является для режиссёра предлогом познакомить зрителя с несколькими персонажами. С застенчивым холостяком Шарлем Девилем (которого мягко, в совершенно отличной от сегодняшней манере играет Луи де Фюнес, тогда ещё не усвоивший атрибуты своей комедийной маски), с учительницей Вивиан Галле, с глухонемой девушкой, семья которой пытается с помощью брачной конторы «пристроить» её, и другими.
В неравноправном положении женщины в обществе режиссёр видит дополнительный источник её страданий и переживаний. Поэтому женские образы картины обрисованы с наибольшей теплотой.
В целом картина «Брачная контора» представляется нам образцом проповеди «теории малых дел».
Ле Шануа не задаётся здесь целью исследовать какую-либо социальную проблему или жизненный пласт.
страница 48 | Содержание | страница 53 |