«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 53-56)

(Александр Брагинский)
страница 53

Тема одиночества и разобщённости людей берётся им в психологическом плане или точнее — в семейном плане. Ноэль и клиенты брачной конторы, с которыми он знакомится, несчастливы потому, что не имеют семьи, а это — следствие нерешительности и робости их характера.

Беда эта довольно легко исправимая, ведь Ноэль за короткий срок своего «руководства» брачной конторой сумел и разоблачить брачного афериста и помочь таким же, как он, застенчивым и робким людям устроить личную жизнь.

Отсюда главный вывод и главная идея фильма: так, как Ноэль, может и должен поступать каждый. Тогда счастливых людей будет на земле значительно больше.

Люди, делающие источником дохода человеческие несчастья, вызывают у Ле Шануа откровенную неприязнь. К «Мэзон юнион» режиссёр относится с добродушной иронией, которую мы ощущаем в показе внутреннего его устройства с соответственной планировкой комнат, с глазками для подглядывания за клиентурой и громкими названиями помещений («Комната Ламартина», украшенная цитатами из произведений поэта, «Комната Шопена» с никому не нужным роялем, «Комната Рекамье» с изображением знаменитой хозяйки салона и т. п.).

Иначе выглядит конкурирующая с «Мэзон юнион» контора «Нюптиаль».

страница 54

Эпизоды, показывающие деятельность этого учреждения, возглавляемого весьма деловой, агрессивного склада дамой, которая осуществляет «современные методы», опираясь на нотариуса и высшую католическую знать, по-настоящему смешны и остроумны, так же как и беглые зарисовки различных представителей бизнесменов, собравшихся на обеде профсоюза ассоциаций брачных контор.

Действие фильма «Брачная контора» протекает на фоне Парижа начала 50-х годов. Как и в других своих фильмах, режиссёр стремится передать атмосферу своего времени. Делается это в виде коротких эпизодов, подчас репортажного характера. Такова, в частности, сцена демонстрации бывших заключённых концлагерей у Триумфальной арки, во время которой вместе со своими бывшими товарищами по заключению Ноэль несёт плакат, требующий не допускать восстановления милитаризма в Германии.

Приметами времени являются и возникающие на экране обложка американского журнала «Ридерс дайджэст», пропагандирующего убийства, насилие, разврат, и рекламы голливудских картин, заполняющих кинотеатры страны, в которых торжествует «взбесившийся секс».

В «Брачной конторе» Ле Шануа продолжает сражаться за человеческое счастье. В этом плане актёр Бернар Блие оказался его идеальным сообщником.

страница 55

В интервью газете «Юманите-диманш» он сказал, что любит играть образы людей, у которых есть ясность цели и действия которых придают смысл рассказу.

«Рисовать образы бездельников, — заметил Б. Блие, — вряд ли кому интересно. Во всяком случае, не мне. Моё желание заключается в том, чтобы донести до массового зрителя что-то полезное ему».

Остаётся только высказать сожаление, что сегодня Бернар Блие всё чаще изменяет этим принципам, делавшим ему честь в прежние годы.

Закрывая глаза на общественный смысл фильма, некоторая часть критики обрушилась на режиссёра с упрёками в «слезливости», в том, что фильм «скучен», лишён ритма.

Возможно, в этом они и правы. Но они зачёркивали весь фильм. А это уже было несправедливо.

В галерее портретов людей, с которыми познакомил зрителя Ле Шануа, учитель Паскаль из «Школы бездельников» и доктор Лоран стоят особняком. Они отличаются своей незаурядностью. Их, пожалуй, не отнесёшь к категории «средний, рядовой француз». Правда, Паскаль и Лоран не совершают каких-либо подвигов, да и обстоятельства, в которых они показаны, не являются исключительными. Тем не менее зритель ощущает их значительность, они вызывают не только симпатию, но и уважение.

страница 56

Работая над сценарием «Дело доктора Лорана», Ле Шануа снова, как и в «Школе бездельников», обращается к конфликту передового человека с обществом. Он отсекает в фильме всё, что может сделать Лорана «таким же, как другие». Он нарочито отрывает его от мирских забот, лишает человеческих слабостей. Счастливо избежав опасности схематизма, образ Лорана в исполнении Жана Габена, актёра необычайной достоверности и глубокого внутреннего подтекста, приобрёл масштабность, значительность.

Ле Шануа не без колебаний обратился к этому популярному актёру, не очень рассчитывая, что тот примет его предложение. Вопреки ожиданиям Габен согласился. Возможно, его привлекло именно отличие Лорана от образа предшествующего героя в фильме Жоржа Лакомба «Их последняя ночь» (1953) — врача-гинеколога, неудачника, занимающегося подпольными абортами, который, будучи исключён из ордена врачей, становится гангстером. И сегодня актёр считает роль доктора Лорана одной из самых значительных в своей творческой биографии.

Лоран в фильме не просто честный и гуманный врач. Это борец, не боящийся трудностей.

страница 52Содержаниестраница 57

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика