«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 69-72)

(Александр Брагинский)
страница 69

Заканчивается она подлинно комедийной находкой: увидев маму в роли Маргариты Готье, ничего подобного не ожидавший от своей жены, папа пишет ей письмо, в котором говорит, что «погубил её талант», «испортил жизнь» и т. д.

В картине «Папа, мама, служанка и я» Ле Шануа ни на минуту не изменяет выбранной им стилистике. Он немного подтрунивает над своими героями, но никогда не издевается, не смеётся над их слабостями, не высмеивает, а подсмеивается над ними. Такая добрая интонация сделала этот фильм привлекательным для многочисленных зрителей, увидевших к тому же в проблемах «типичного семейства» средних французов, какими предстают Ланглуа, много общего со своими заботами, волнениями и бедами. Когда на экране папа раскладывает по коробочкам деньги, идущие на самые различные расходы и налоги, и говорит о непрекращающемся росте цен, он как бы говорит от их имени.

Рассказывая о взаимоотношениях между четырьмя основными героями картины, режиссёр пользуется чисто комедийными приёмами, но подчас в фильме побеждают грустные интонации. Такова, например заключительная сцена в коллеже, где Робер становится свидетелем того, как ученицы беззлобно, но жестоко обходятся с его отцом. Робер обращается к классу с небольшой речью. Монологи в кино особенно трудны для актёра. И для режиссёра.

страница 70

По Ле Шануа очень важно дать здесь своему герою высказаться, ибо тот обращается не только к девочкам, но и к зрителям. Серьёзно и доверительно Робер говорит о необходимости быть добрыми — к учителям, родителям, друг к другу. Свойственная Роберу до этого насмешливая ирония в отношении родителей, подчёркивание их странностей, даже чудачеств (особенно в репликах за кадром), уступают место искреннему выражению любви, уважения, через которое пробивается затаённая нежность. И мы понимаем, что Робер хороший, любящий сын, а в будущем добрый отец. Короче, зритель именно благодаря этой сцене уже безоговорочно отдаёт ему свои симпатии. Ламуре создал в целом очень современный образ француза, озабоченного нарастающими трудностями жизни, своим трудоустройством, в меру легкомысленного, но одновременно и наделённого теми чертами, которые авторы фильма хотели бы чаще видеть в людях, — душевной чуткостью, деликатностью, способностью любить. Фильм Ле Шануа как бы призывал зрителя: посмотрите, оглянитесь окрест себя — и вы наверняка увидите хороших людей, таких же, как семейство Ланглуа; а от этого и ваше отношение к жизни, вас окружающей, должно стать иным, более светлым, оптимистическим.

Хотя в композиционном отношении фильм распадался на ряд сцен с разными исполнителями, его стержнем является роман Робера и Катрин.

страница 71

Создавая вокруг отношений молодых людей незатейливые осложнения, авторы и не стремились к какой-либо драматизации действия. Зрителю ведь ясно уже с середины картины, что Робер и Катрин непременно поженятся. Ему не известно только при каких обстоятельствах. Создатели картины не ищут в этих обстоятельствах ничего нового.

Счастливый исход романа Катрин и Робера не связан с какими-либо изменениями обстоятельств жизни героев. На их голову не свалилось наследство или крупный выигрыш в лотерее. Бюджет семейства Ланглуа не увеличился, как не улучшились и их жилищные условия.

Просто свойственное им умение понимать друг друга, отсутствие эгоизма, деликатность и, конечно же, взаимная глубокая привязанность помогают им преодолевать бытовую неустроенность, неприятности и обиды.

Ле Шануа и его сценаристы не думали, что им вскоре снова придётся вернуться в семью Ланглуа.

Довольные кассовыми сборами этого скромного, но искреннего и доброго фильма, продюсеры настояли «от имени зрителя», на продолжении. Фильм «Папа, мама, моя жена и я», стало быть, родился в известной степени насильственно.

страница 72

Ведь сюжет и тема картины «Папа, мама, служанка и я» не требовали дальнейшего развития.

Как правило, такие продолжения не получаются или, во всяком случае, оказываются менее удачным, чем «первая серия».

Исходные данные, на которых строился новый фильм, были, так сказать, запрограммированные. Зрители уже знали, что все члены семейства Ланглуа — превосходные, добрые и душевные люди. Что же могло стать причиной раздоров между ними на сей раз? Ею стала жилищная проблема. Сюжет фильма построен на том, что в старой квартирке, где и прежде было тесновато, стало жить совсем невыносимо с тех пор, как там поселилась Катрин, а затем появились две пары близнецов.

Многое в новом фильме, к сожалению, просто повторяет найденное в «Папе, маме, служанке и я». Ту же комическую нагрузку несёт, к примеру, «номер» с Каломелем. В первом фильме, как мы помним, он «помогал» переселению Робера на шестой этаж. Здесь же он предлагает соединить шестой этаж с пятым при помощи люка.

Поскольку зритель хорошо запомнил характер каломелевских новаций и возникающих при этом всякого рода осложнений, этот эпизод, оправдывая ожидания зрителя, не сообщает в общем ничего нового. Вследствие этого заряд комизма в фильме явно ослабел.

страница 68Содержаниестраница 73

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика