«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 93-96)

(Александр Брагинский)
страница 93

Завещание говорит о политических мотивах борьбы Мандрена, о его стремлении восстановить справедливость, помочь беднякам обрести свои права. Завещание позволяло увидеть в двадцатилетнем бочаре благородство души и мужество перед лицом выпавших на его долю испытаний. В этом мнении режиссёра укрепили также письма сподвижников Мандрена, объясняющие причины, побудившие их присоединиться к нему. «Таким образом, — замечает Ле Шануа, — оставаясь фильмом плаща и шпаги, «Мандрен» черпает свой сюжет в событиях подлинной истории, а сам Мандрен предстаёт перед нами как первый революционер в лохмотьях» 1 (Из интервью.).

Фильм Ле Шануа — это рассказ о человеке, вначале политически совершенно индифферентном, становящемся затем вождём восставших крестьян. О том, как он одерживает победы над дворянством, но в конце концов терпит в неравной борьбе поражение, оставаясь неукротимым в своём стремлении добиваться справедливости.

Мандрен был колесован за тридцать четыре года до Великой французской революции. На экране он предстаёт перед нами как один из её предшественников, как человек, который чувствовал, что времена абсолютизма, монархии подходят к концу. Не исключено, что, если бы Мандрен дожил до 1789 года, он тоже стал бы одним из генералов республики.

страница 94

В подтверждение этого в фильме приводятся слова маршала де Сакса: «Для спасения Франции нам нужен такой предводитель, как Мандрен» — и не менее лестный о нём отзыв Вольтера.

Но, отказываясь полностью от традиционной интерпретации образа Мандрена, Ле Шануа столкнулся с той же дилеммой, что и в работе над «Отверженными». Речь шла о следующем: можно ли полностью отбросить те уже устоявшиеся традиции, которые присущи определённому жанру фильмов, в частности приключенческому? Режиссёр быстро понял, что нельзя, ибо иначе он не получил бы поддержку продюсеров и не поставил бы картину. Вот почему Ле Шануа не отказался от атрибутов фильмов подобного жанра. Более того, он с самого начала заявил, что задумал сделать «французский вестерн».

Режиссёр развлекает зрителя, показывая, как Мандрен расправляется с целым полком солдат, развлекает, показывая, как он в поединке побеждает главаря контрабандистов Белиссара (который затем станет его лучшим другом и погибнет вместо него от руки предателя); развлекает, когда на экране происходят самые невероятные баталии, потасовки, объяснения в любви; развлекает, показывая своеобразный любовный треугольник, в котором действуют строптивая невеста Мандрена Антуанетта и влюблённая в него, спасающая Мандрена от многих бед цыганка Мертиль.

страница 95

Он развлекает, наконец, вводя в фильм явно опереточный персонаж — маркиза д'Юльриха, шепелявое и безобидное существо, попадающее в самые глупые ситуации.

Взяв на себя определённые обязательства, Ле Шануа стремится их выполнить до конца. Но в лучших эпизодах фильма он как бы чуть-чуть отходит в сторону, чуть-чуть иронизирует над своими персонажами. Его «Мандрен» в этом смысле близок известному нам «Фанфану-Тюльпану» Кристиан-Жака.

Лучше других удались режиссёру сцены, где вместе с Мандреном действуют его верные оруженосцы — Менестрель, парень по прозвищу «Всегда с богом», и Браконьер. Здесь режиссёр умело прибегает к гротеску, комической пантомиме. С необычайной серьёзностью проделывают его герои самые замысловатые акробатические трюки, а комический подтекст реплик выплёскивается в улыбке, в жестах. Всё это призвано не просто рассмешить зрителя, но убедить в жизнелюбии и душевной чистоте этих людей. Достаточно вспомнить, как играет безбожник и выпивоха Браконьер (артист Джесс Хан) роль мнимого духовника не менее мнимого маркиза д'Юльриха, за которого выдаёт себя Мандрен. Сколько лукавства в его нарочитой серьёзности, сколько комизма в бессилии выдержать до конца свою трудную роль!

страница 96

Столь же убедительны и некоторые другие персонажи картины, нарисованные сочно, с юмором. Их демократичности соответствует и форма борьбы со своими противниками. Так, в одной из центральных сцен фильма, заперев целый полк королевских солдат на площади города, Мандрен с помощью населения расправляется с ними, поливая мёдом, смолой, посыпая пухом и орехами. Это сражение — очень в духе всего фильма, который воспевает смекалку и отвагу.

Наряду с этим в картине немало внимания уделено показу Мандрена как умного и волевого предводителя народного восстания, умеющего сблизить людей, подчинить их своей воле.

«Мандрен», как и «Отверженные», снимался за границей. Почти все главные натурные сцены и массовки были сняты не во Франции, где любой маленький городок мог стать идеальной декорацией для фильма, а в Польше. Чтобы эти сцены не выглядели «липой», приходилось проверять самым тщательным образом все декорации, костюмы, реквизит. Эти усилия в итоге увенчались успехом, ибо режиссёру удалось добиться от всех актёров — французских и польских — ровного ансамбля.

Умным, обаятельным, смелым человеком, ясно понимающим свою цель, подчас легкомысленным и влюбчивым — таким рисует Жорж Ривьер Мандрена.

страница 92Содержаниестраница 97

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика