Морис Шевалье. «Мой путь и мои песни» (1977)



Глава 3. Смутные времена. (страницы 117-120)

(Перевод Галины Трофименко)

страница 117

«Смутные времена». Морис Шевалье. «Мой путь и мои песни», 1977

страница 118

Я уже говорил, что начал писать свои воспоминания для того, чтобы помочь молодёжи парижских окраин уверовать в себя и в жизнь.

Я пишу также для бесчисленных молодых артистов, охваченных разочарованием, проявления которого различны в разные времена, а глубокие причины всегда одни и те же.

Я пишу для тех, кто никогда не читал и даже не подозревает, какую огромную помощь может оказать хорошая книга, когда тяжело на душе.

Я хочу передать им то, что сам понял слишком поздно, чтобы они могли этим пользоваться лучше и дольше, чем я.

Я делюсь с ними своими открытиями как старший с младшими. Им судить. Они составят своё мнение, и, может быть, мои размышления помогут им выбрать свой путь.

По-моему, нет высшего и низшего искусства. Есть только артисты, которые стремятся к правде и красоте. Скульптор сделан из того же теста, что и художник, а пианист не выше писателя. Трагик не должен считать себя выше обыкновенного актёра, а оперный певец — выше народного певца. Можно быть великим в любом виде искусства, надо только избегать пошлости и вульгарности. По моему скромному мнению, народная песня не менее значительна, чем самое прекрасное произведение искусства. Именно в песнях, которые пел и поёт народ, отражаются чувства и переживания страны, её горе и её радость.

Я воспевал надежду, я воспеваю надежду, я буду воспевать надежду. Я хочу поднять песню так высоко, как она того заслуживает, до самых высоких образцов музыки, комедии — всего высокого.

Один известный литературный критик как-то по-дружески написал, что я человек простой, но не скромный. Скажите на милость, а почему я должен быть скромным? Разве человек не вправе гордиться своей работой? Разве в глазах сапожника, который хорошо сшил обувь, столяра, который сделал красивую мебель, ювелира, который закончил драгоценное украшение, не отражается профессиональная гордость, когда они показывают свою роботу?

страница 119

Зачем проявлять скромность, когда работа сделана хорошо? Напротив: «Ну-ка, что вы об этом скажете, мсьё?»

 

Итак, Франция. Лето 1935 года. Я снова занимался тем, чем занимался, когда мне предложили поехать в Америку. Всё потихоньку становилось на свои места. Голливуд понемногу превращался в мираж.

Если бы не моё имя и лицо, получившие за эти годы такую популярность, можно было бы думать, что этих лет вовсе и не было в моей актёрской жизни. Но они были! И я знал, что, если не сумею опять установить настоящего контакта с публикой, когда начну выступать в Париже, это будет иметь для меня печальные последствия. Все стали бы говорить: он выдохся. Мы это уже видели. Всё те же шутки. Надоело. Хочется чего-то нового. Не его, кого-нибудь другого.

В течение семи лет фильмы с моим участием снова и снова шли во всех странах и городах. Не успеет сойти с экрана один, как начинается рекламная кампания для следующего, и так до тех пор, пока (в примерах нет недостатка), пресытившись, публика не отвернётся от того, кому она поклонялась, и имя, которое отождествлялось с постоянным триумфом, не станет для его обладателя препятствием на пути к успеху.

После бесконечной вереницы характерных силуэтов в традиционном канотье, этого надоевшего облика, ставшего почти классическим, мне предстояло снова завоёвывать публику. Я должен был выйти к ней один в ярком свете прожекторов «Казино до Пари» всё в той же проклятой соломенной шляпе! Ну ладно, посмотрим! Всё равно у меня нет другой возможности освободиться от кино, как только вернувшись к профессии певца.

На первых же концертах в провинции я убедился, что популярность в кино отнюдь пе гарантирует успеха у публики мюзик-холла. Но вот день торжественной премьеры в столице. На моём концерте — весь Париж... Выхожу. Меня встречают сдержанными аплодисментами. Как поступить? Поблагодарить? Рассказать о том, что делал все эти годы? Нет. Сделаю вид, будто я пел здесь вчера. Никаких экскурсов в прошлое, никакой сентиментальности. К делу. Начинаю. Мои песни удачны, интересны, и кончается тем, что Париж снова принимает меня в свою семью как долгожданного блудного сына.

Я был счастлив. Тем более что судьбе было угодно, чтобы я встретился с молодой актрисой, очень красивой, женственной и изящной. Эти качества подчёркивались тем, что она была необыкновенно умна и совершенно непохожа на тех женщин, которые в разное время наполняли мою жизнь.

страница 120

Заговорив с ней, я почувствовал, что её мучает неуверенность в себе, и это ещё больше сблизило нас. Первые встречи, чисто платонические, показали мне, что, несмотря на все пережитые увлечения, и моём сердце сохранился нетронутый уголок для совершенно нового чувства.

Итак:

девятнадцать лет! — Ей.

Сорок шесть! — Мне. (Это чтобы вы не перепутали!)

Разница огромная. Впрочем, в нашей профессии подобное неравенство возраста встречается чаще, чем в жизни других людей. Почему? Должно быть, потому что артист, даже старея, победно сопротивляется физическому упадку, естественному для людей другой профессии. Что это? Бравада? Актёрство? Может быть! И в жизни, и на улице, и в любви, всюду ты чувствуешь себя как на сцене. Всюду немного играешь!

Я дал себе клятву, что не женюсь и не вступлю в серьёзную связь. Я представлял себе, что в дальнейшем моя жизнь будет посвящена работе, общественным обязанностям и немногочисленным близким и верным друзьям. Но намерения всегда остаются намерениями.

В один прекрасный день я почувствовал, что не в состоянии расстаться с юной подругой. Она выступала под именем Ниты Рейа.

Как расплатиться за этот дар, который послала мне судьба? Большой жертвой, энергичным решением, чем-то очень трудным. Я должен доказать себе, что делаю только то, что хочу, и решил объявить войну курению. Борьба была нелёгкой — я курил с раннего детства, с Менильмонтана — и стал рабом этой привычки. Если бы мне удалось освободиться! Какой это было бы победой над собой! Есть люди, которые умеют себя ограничивать, и люди, которые этого не умеют. Я отношусь к последним.

Ну что ж, я всё-таки принимаю это решение?

В таком случае надо бросить совсем. Никаких полумер. Но ведь это почти вне пределов человеческих возможностей.

Прошло не меньше года, пока я окончательно не избавился от привычки курить. Я глубоко убеждён, что все певцы-профессионалы должны бояться дыма. Подумайте только: дым раздражает горло, слизистую оболочку, голосовые связки. А желудок, особенно, если дым глотать, как это делают заядлые курильщики? А сердце, лёгкие? А мозг? А память? Ведь это не может не повлиять на неё в конце концов!

Вы находите, что это недостаточно убедительно, вы — политические ораторы, адвокаты, актёры?

Я сам могу служить примером: я бросил курить лет двенадцать назад. И с тех пор мой мозг, мои способности очень развились.

страница 116Содержаниестраница 121

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика