Морис Шевалье. «Мой путь и мои песни» (1977)



Глава 5. Столько любви. (страницы 207-210)

(Перевод Галины Трофименко)

страница 207

Морис Шевалье выступает, на телевидении в программе «Такова жизнь»

(Морис Шевалье выступает, на телевидении в программе «Такова жизнь»)

В своём большинстве международное общественное мнение находит, что меры, принятые в отношении меня, наносят ущерб демократической репутации США.

 

Два месяца в Канаде, затем Венесуэла и, наконец, Бразилия — Рио-де-Жанейро.

Впервые выступал по телевидению из студии, один, без публики, устремив взгляд в камеру. От ощущения пустоты и отсутствия какой бы то ни было реакции артист мюзик-холла легко может впасть в транс.

Мне показали куски телевизионной передачи; видел себя таким, какой есть. Без прикрас. Мне показалось, что с одного взгляда, без долгих и тягостных раздумий я понял множество вещей. В кино вы играете текст, роль, вам помогает искусство оператора, на телевидении же вы такой, какой есть, и можете получить точные сведения о своих артистических и физических возможностях. Это настоящая проверка трезвости собственной оценки. Пусть другие говорят вам что угодно: вы получаете точные сведения из первых рук.

страница 208

Всё время думаю о телевидении, какая это сила! Какие возможности! Его появление, как в своё время появление кино, снова заставит пересмотреть законы, которым подчиняется зрелище. Теперь вы обращаетесь уже не к толпе зрителей, вы лично как бы входите в миллионы квартир. И чтобы завоевать сердца людей, нужны кроме артистических и физических качеств ещё и духовные, интеллектуальные. Для крупного плана маленького экрана часто важнее бывает выразительность, чем текст. Если на радио возможна неблагодарная внешность, то на телевидении, если можно так выразиться, даже цвет души проступает сквозь внешние черты.

Когда появилось кино, первым под ударом оказался кафе-концерт. Публика, привлечённая новизной, ринулась в тёмные залы, где за более умеренные цены она могла видеть комиков немого кино, далеко превосходивших тогдашних комических певцов. К тому же в кино всё величественное и далёкое становилось доступным. А с наступлением эры радио залы кафе-концертов, где звучали песенки с рефреном, опустели навсегда. Устоял только мюзик-холл с пышной программой, и не столько благодаря красоте представления, сколько благодаря более или менее артистичной демонстрации обнажённого женского тела. Лавина кинофильмов с говорящими, поющими, танцующими актёрами окончательно похоронила профессиональных исполнителей куплетов, за исключением некоторых, которым повезло. Профессия умирала. Но вот появилось телевидение. Оно предоставит площадки, на которых будут даваться спектакли для каждой семьи во всём мире. Ни театр, ни кино, ни радио, ни все они, вместе взятые, не смогут соперничать с телевидением в той огромной роли, которую оно призвано сыграть. Выше голову, певцы и певицы всех жанров! Все, кого отметила Песня, будьте готовы! Вам предоставляется необыкновенный реванш, и возможным его сделала самая современная фея — Телевидение.

 

Мы всё ещё в Рио-де-Жанейро, и, несмотря на успех, мне начинает казаться, что время тянется слишком медленно. Работа очень трудна: зрители покупают билеты на два концерта подряд, таким образом, перед вами на тех же местах, что и накануне, сидят те же тысяча восемьсот человек, и приходится менять программу. Что за профессия! Нужно непрестанно черпать из своих резервов, чтобы отдавать и отдавать.

 

Песни.

В них горе, радость, улыбки, смех.

Люди поют, как дышат.

страница 209

В песне можно передать всю палитру чувств от нежности до гнева. Признаться в любви и рассказать о могучих и таинственных силах природы. Передать боль двух сердец, которые не могут найти друг друга.

Песни.

Первые звуки песни мы слышим от матерей.

Баю-бай, баю-бай.

Ребёнок устраивается поудобнее и засыпает.

Баю-бай.

Теперь ему уже не обойтись без этой мелодии, передающей всю глубину материнской любви. Так песня входит в его жизнь.

Песни.

Музыка в сознании ребёнка присутствует как некий смутный шум.

Потом он начинает напевать, но делает это чисто интуитивно, и так будет продолжаться до тех пор, пока он не пойдёт в школу и даже некоторое время спустя.

Но вот начинают определяться вкусы.

У детей появляются любимые мелодии, исполнители. Однако смысл слов песен ещё неясен.

Песни.

Вот ребёнок уже вступил в жизнь. Учится ремеслу.

Я говорю о детях бедняков.

По субботам или воскресеньям он ходит в мюзик-холл. В третий ряд галёрки. Если удастся, то в первый, чтобы можно было облокотиться.

Песня.

Она уже захватила маленького мужчину.

Она его больше не отпустит.

Она поможет ему глубже почувствовать свою первую любовь, наполнит нежностью его сердце, идеализирует его чувство, окружит ореолом его любимую.

Он любит.

Он поёт о своей любви, о своём счастье.

Песни.

Но жизнь заставляет менять репертуар.

Наступает день, когда в рефрене его любовной песенки зазвучат жалобные ноты.

И снова на помощь приходит песня. Потому что горе, выраженное в песне, утешает боль, облегчает страдания.

Песни.

Всегда были и всегда будут песни, отвечающие любому стоянию души.

В несчастье человек находит утешение в грустной песне.

страница 210

Когда же он счастлив, ему всегда радостно выразить своё состояние весёлой, динамичной мелодией.

Песни.

Юноша стал мужчиной.

И всё, что с ним произойдёт в жизни, найдёт своё отражение в песнях. В нужную минуту они придут сами собой.

Он будет участвовать в событиях, которые произойдут в его стране. А если ему придётся идти защищать её, он пойдёт с той же песней.

Песни.

Вот он уже готовится к последнему путешествию. И нужно, чтобы в последней песне, которую ему суждено спеть, не было привкуса горечи.

Столько на свете Любви,
Она так прекрасно
Поёт,
Что, ей-богу,
Только
Лентяй
Дорогу к ней
Не найдёт!

Столько на свете Любви,
Так прекрасно
Поёт
Она,
Что её
Нельзя не найти,
Если сердцу
Она
Нужна.
страница 206Содержаниестраница 211

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика