«Рене Клеман» (1978)
Предисловие. (страницы 5-6)
(Валерий Турицын)страница 5 |
Прежде чем открыть странную Выставку Мира, где водяные фонтаны бьют прямо из пушек, бравые самодовольные генералы щёлкают каблуками и берут под козырёк. Один из них, украшенный орденами, шпагой и чуть седеющими висками, особенно импозантен, молодцеват... Это кадры из сатиры «Как радостно жить!». В роли крайне уверенного в себе вояки — режиссёр фильма Рене Клеман. Для него, убеждённого демократа, антимилитаризм и антифашизм не тема для дискуссии — норма поведения. Настолько органичная, что он нечасто говорит об этом в интервью, но считает долгом утверждать в своём творчестве». Человечество не вправе утрачивать «молекул памяти».
Появление в роли милитариста (кстати, его единственная пока актёрская работа) — своеобразная визитная карточка художника, всей душой ненавидящего насилие в любой форме. Особенно в фашистском варианте, составной частью которого становится война, покушение на свободу, демократию, человечность. Об этом — главный цикл картин режиссёра.
На нашем экране шли «Запрещённые игры», «Битва на рельсах», «День и час»... Премьера эпопеи «Горит ли Париж?» состоялась в Москве в тот же день, что и в столице Франции... Все эти разные по жанрам и средствам художественного воплощения фильмы объединяет чёткая антивоенная и антифашистская направленность. Почти в каждом затронута тема французского Сопротивления, первым и главным киноисториографом которого Клеман назван по праву.
страница 6 |
Известны по прокату и работы режиссёра иного плана. Фильм «У стен Малапаги», соприкасаясь с итальянским неореализмом, переносил нас в послевоенную Геную... «Жервеза» — в восстановленную средствами кино эпоху Золя...
Не нужно думать, что каждый его фильм — шедевр. На экранах соседних кинотеатров Москвы середины 70-х годов можно было увидеть поразительной силы обвинение войне («Запрещённые игры») и в общем неглубокий, но мастерски сделанный детектив («Дом под деревьями»). Обе картины подписаны Клеманом, но лишь первая — кровью сердца.
Режиссёр дебютировал в большом кинематографе рядом с Робером Брессоном и Жаком Беккером, Анри-Жоржем Клузо и Андре Кайаттом... В этой блестящей плеяде он не затерялся, сумел сказать своё слово. Причём не только слово «стилиста», «техника», достоинства которого общепризнанны. Длительные поиски киноязыка не увели Клемана на опасную тропу элитарного искусства. Его наиболее принципиальные фильмы подлинно демократичны, обращены к широкому зрителю.
Содержание | страница 7 |