«Рене Клеман» (1978)



Анатомия бездуховности. (страницы 118-121)

(Валерий Турицын)
страница 118

Начало шестидесятых... Это было время, когда ширящийся поток преступности буквально захлестнул развитые страны Западной Европы и Америки. Убийства, самоубийства, сенсационные ограбления и прочие тёмные дела подтверждали крах идеалов и нравственную опустошённость, особенно среди молодёжи. Литература, а вослед ей и кино «рассерженных» в Англии, «независимых» в США, «новой волны» во Франции отразили сложившуюся тревожную ситуацию. На первый план в картинах молодых режиссёров вышла проблема бездуховности человека и её многочисленные производные. Прежде всего цинизм и аморализм, чем, кстати, нередко оборачивалось яростное и справедливое отрицание буржуазных норм, не подкреплённое, однако, какой-либо позитивной программой.

В этой обстановке, только несколькими днями позже одного из лучших и принципиальных фильмов «новой волны» — «На последнем дыхании» (сценарий Ф. Трюффо, постановка Ж.-Л. Годара при участии К. Шаброля), в Париже состоялась премьера очередной зарубежной ленты Клемана — «Жгучее солнце».

страница 119

Широко известен диалог Г. Чухрая и К. Шаброля на страницах журнала «Искусство кино». «Надежда или цинизм» — вот главный тезис, вокруг которого разгорелась полемика. Один из лидеров «новой волны» не видел для человека надежды на благополучный исход, с чем активно не соглашался Чухрай. Взгляды Шаброля вполне разделяли Годар и Трюффо. Каждый из них ограничивал свою цель пассивной регистрацией растущего цинизма, документированным показом всеобщей безысходности.

Примерно на тех же позициях стоит в своём фильме и Рене Клеман. Даже объект исследования у него общий с Годаром — психология преступника, рождённого конкретными социальными условиями. Однако каноны коммерческого кинематографа, отринутые ведущими мастерами «новой волны», скорректировали режиссёрский замысел.

Итак, «Жгучее солнце»... Об этой блестящей в техническом отношении ленте писать не просто, ибо в ней тесно переплелись признаки проблемного и развлекательного фильма. Серьёзнейшая проблема аморализма и бездуховности оказалась погруженной в интригующую криминальную стихию с уймой «технологических этюдов», как-то: подделка документов; осуществление запрограммированного убийства; операция по удалению трупа и т. д.

Динамика, напряжённость и таинственность заявлены с самых первых кадров фильма. Под ритмичную, чуть тревожную музыку Нино Рота в зрителя «стреляют» стремительно скачущие титры, а затем, словно из раскалённого солнцем воздуха, как мираж, рождается загадочное название — «Plein soleil» 1 (Кстати, загадочное и для перевода на русский язык. В нашей прессе его можно встретить в нескольких вариантах: «На ярком солнце», «Опалённые солнцем», «Озарённые солнцем» и др.). Невидимая рука выводит на экране автографы продюсеров: Робер и Раймон Хаким словно подписывают, санкционируют захватывающий сюжет, должный обеспечить широкий успех фильма у зрителя.

страница 120

Клеман ни на шаг не отступает от обещанной занимательности. И тем не менее его картина выходит за границы развлекательного кинематографа, куда, кстати, через десять лет его ассистент по «Жгучему солнцу» Л. Кайгель поразительно точно уложит чем-то похожий, а в отдельных деталях даже слишком похожий сюжет (фильм «Кто?», 1970). «Жгучее солнце» неизмеримо ближе к проблемному искусству и псевдоразоблачительных опусов Роже Вадима, причисленных французской критикой к «новой волне».

Рене Клеман и Поль Жегофф создали сценарий по мотивам романа Патриции Хайсмит «Талантливый господин Рипли». Сценарий этот, как всегда у Клемана, достаточно оригинален. Поэтому, минуя роман, рискнём предложить краткий протокол событий и фактов, изложенных в фильме.

...Филипп Гринлиф (актёр Морис Роне), молодой американец, влюблён в красивую девушку Мардж (Мари Лафоре) и не торопится из Италии домой, в Сан-Франциско. Отец Филиппа, очень богатый промышленник, поручил Тому Рипли (Ален Делон), с которым его сын учился в колледже, отправиться в Италию и убедить Филиппа вернуться. За это Тому обещано пять тысяч долларов.

Задача, однако, не из лёгких. Став приживалом, Том повсюду следует за Филиппом, терпеливо сносит унижения и насмешки, наконец, понимает, что тот не вернётся домой и денег ему, Тому, не видать.

Выросший в бедности, Рипли с детства ненавидит Гринлифа, завидует счастливцу, свободно распоряжающемуся монетами и красавицей Мардж.

На яхте Филиппа все трое едут в Сицилию. В пути хозяин издевается над своим рабом, в конце концов высаживает не умеющего плавать Тома в шлюпку, правда, привязав её к яхте. Шлюпка, однако, отрывается, и Том сильно обгорает на солнце, прежде чем Филипп находит его в открытом море.

страница 121

Рипли начинает осуществлять свой дьявольский план. Прежде всего, искусно ссорит Филиппа и Мардж, которая при первой возможности покидает яхту. Когда мужчины остаются одни, Том убивает «счастливца» ножом, заворачивает труп в брезент и сбрасывает в море, не забыв привязать к телу увесистый якорь.

Подделав паспорт и подпись убитого, Том с необычайной ловкостью выдаёт себя за Филиппа. Он снимает в банке деньги со счёта богача; договаривается о продаже яхты; подражая голосу покойного, разговаривает с Мардж по телефону и пишет письма, тонко подготовляя «разрыв».

Друг Филиппа, Фредди (актёр Билл Кирнс), едва не разоблачает преступника. Рипли убивает и его, причём так обставляет дело, что подозрение падает, конечно же, на Филиппа.

От имени Филиппа, якобы решившего «покончить счёты с жизнью», Том пишет прощальное письмо Мардж, где ей, кстати, «завещаются» все деньги. Мардж соглашается стать невестой единственного «верного» друга — Тома. Герой как будто всё рассчитал, всё предусмотрел, однако судьба наносит ему неожиданный удар. При продаже яхты решают осмотреть её корпус. Яхту вытаскивают из воды — на конце троса, запутавшегося вокруг винта, труп Филиппа. Интрига — нетрудно заметить — повышенно напряжённая, захватывающая, как в лучших фильмах А. Хичкока, с которым «Жгучее солнце» имеет и другие точки пересечения — своеобразный мрачноватый юмор, неожиданные сюжетные повороты в рамках «немонтажной», «описательной» техники. Однако в отличие от Хичкока да и от литературного первоисточника Клеман переводит детективную историю в плоскость моральных оценок действительности и героев как её производных.

В романе исследуется главным образом психология взбунтовавшегося раба, мстящего за издевательства над собой. В фильме Рипли убивает Гринлифа не только и не столько из мести. Мотив, движущий его помыслами, гораздо сложнее, наводит на более глубокие размышления.

страница 117Содержаниестраница 122

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика