«Рене Клеман» (1978)



1944 год. Человек и история. (страницы 160-163)

(Валерий Турицын)
страница 160

Коллинз и Лапьерр работали три года, прежде чем предложили рукопись издателю Лаффону. Богатый, достаточно эффектно поданный исторический материал поставил книгу на много месяцев во главе бестселлеров как в Европе, так и в США.

А дальше всё завертелось «как в кинематографе». Продюсер Поль Грэц, проглотив книгу единым духом, тут же вступил в переговоры с её создателями, чтобы обеспечить за собой право экранизировать произведение. Через три недели по его заказу писатель Гор Видал и кинодраматург Фрэнсис Коппола закончили сценарий, а чуть позже Марсель Мусси и Бот фон Моло — диалоги (первый — «французские»; второй — «немецкие»). Сценарная разработка составляла 130 машинописных страниц и предполагала более чем трёхчасовой «спектакль» в 182 «картинах» и 50 больших (относительно, конечно) ролей.

Далее «слово» было предоставлено Рене Клеману. Своей приверженностью движению Сопротивления и своим творчеством на этом поприще он, как никто другой, заслужил право ставить фильм. Недаром Роль-Танги с уверенностью говорил чуть встревоженным друзьям по Сопротивлению (что-то расскажут кинематографисты о битве за Париж?): «Я знаю, что фильм снимает Рене Клеман; это само по себе гарантия...» 1 (Кто решил судьбу Парижа. — Там же.).

Когда речь заходит о фильме «Горит ли Париж?», на ум приходит его некий аналог и в какой-то мере прообраз — американская трёхчасовая лента «Самый длинный день» (1962). В её основу также положен солидный литературный труд — документальная повесть Корнелиуса Райана о подготовке и первом дне высадки союзников в Нормандии, 6 июня 1944 года. Несколько десятков международных звёзд было приглашено на роли подлинных участников исторического события.

страница 161

37 военных консультантов рьяно следили, чтобы «каждая пуговица мундира была на своём месте и каждое боевое сражение было изображено соответственно исторической правде» 1 (Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М., «Искусство», с. 47.). Батальные сцены «Самого длинного дня», бесспорно, впечатляют своим размахом, подчас захватывают неподдельным драматизмом. С «пуговицами» всё оказалось в порядке. Хуже — с фактами, хотя и тут всё вроде бы в норме: ход операции восстановлен на основе военных сводок по часам, почти по минутам. Однако в угоду тенденциозности «вся эта внушительная внешняя документальность призвана прикрыть одну большую ложь» 2 (Капралов Г. Когда фильмы сражаются. — В кн.: Экран говорит — нет. Л., «Искусство», 1968, с. 7.). Ведь высадка западных союзников в Нормандии интерпретирована как решающий фактор в победе над фашизмом. О Советском Союзе, принявшем на себя во второй мировой войне главный удар, — ни единого слова. Равно как и о том, что летом 1944 года (впрочем, так было на протяжении всей войны) основные силы Германии оказались прикованными к Восточному фронту.

К тому же «Самый длинный день» не избежал-таки беллетризации. Вот только один пример, когда историческая закономерность с лёгкостью подменилась случайностью. Подумать только, успех операции союзников во многом обусловлен анекдотическими обстоятельствами: Гитлер, видите ли, выпил накануне снотворное, его не рискнули разбудить, а без руководящих указаний фюрера немцы не смогли устоять. Сатирический пассаж в адрес Гитлера и его окружения обернулся исторической неправдой.

Фальсификация истории всегда возмущала Клемана. Факты, факты и ещё раз факты стали главным критерием его кропотливой работы над картиной.

Пока фильм находился в «подготовительном периоде», Поль Грэц и его помощники решали бесчисленные проблемы организационного порядка, которые с неизбежностью ставило столь монументальное предприятие. Для полноты впечатления о предстартовой лихорадке перечислим лишь некоторые из них.

страница 162

Прежде всего нужно было получить у властей специальное разрешение на съёмки. Особенно на те, что повлекут за собой блокирование отдельных районов города и разработку новых маршрутов во избежание «пробок» (в частности, на Елисейских полях и на площади Согласия). Патриотическое одушевление перевесило многочисленные неудобства, связанные с частичной консервацией Парижа. Разрешение было получено. Широкая реклама обеспечила безусловную поддержку населения.

Вооружившись планами города, Клеман с группой ассистентов буквально исколесил столицу, определяя объекты съёмок. Это оказалось не так-то просто: Париж середины шестидесятых сильно отличался от Парижа середины сороковых. И всё же подавляющее большинство сцен решили снимать на месте исторических событий. Когда же обстоятельства того требовали, на авансцене появлялся художник Вилли Хольт. Со своим талантливым коллективом он построил близ Версаля точную копию некоторых улиц и зданий столицы с поправкой на 1944 год. Из гипса, дерева и металла была восстановлена значительная часть улицы Риволи, Тюильрийские сады, отель «Мерис» — резиденция фон Хольтица... Многочисленные сцены боёв (скажем, за полицейскую префектуру) предполагалось снимать как на натуре, так и в декорациях... Ставка Гитлера в Растенбургском лесу была целиком воссоздана на студии Сен-Морис, где и предстояло снять встречу фюрера с фон Хольтицем.

В числе других головоломок: где раздобыть в достаточных количествах необходимое военное оборудование? Энергичный нажим Грэца — и французская армия... капитулировала, согласившись удовлетворить длиннющий (на 14 страницах!) список необходимого. В числе десятков пунктов и подпунктов: предоставить 48 тяжёлых танков, до 100 особых машин для переброски пайкового вина французским солдатам и прочее, прочее, прочее...

страница 163

Гораздо труднее оказалось добыть устаревшие военно-транспортные средства (джипы, немецкие автомашины, грузовики и т. д.). В поисках старых фольксвагенов предпринималась командировка в Германию, но тщетно. В конце концов выручили провинциальные гаражи, где нашли даже с полсотни велосипедов того времени.

Словом, подготовка носила фундаментальный и всесторонний характер. Было продумано и учтено практически всё, что поддаётся учёту. Конечно, и режим работы. Съёмки наиболее масштабных сцен и эпизодов спланировали на август. Знаменательное, исполненное символики совпадение (августовское восстание 1944 года будет сниматься в августе!) обязано, однако, чисто практическим соображениям: именно в этом месяце более половины парижан уезжает в отпуск, предоставляя тем самым съёмочной группе необходимое «жизненное пространство». Как. истинный главнокомандующий, Клеман разработал точный план: сцены уличных боев снимать с 5 часов утра до 12 дня; особо сложные — на заре, когда парижские улицы пустынны. Дабы ускорить производство фильма, решено создать две съёмочные группы, которые будут работать одновременно в разных местах, соединяясь для постановки масштабных сцен (скажем, бой на площади Согласия в день Освобождения).

Намеченный план был выдержан от начала до конца. В августе 1965 года мощная группа, состоящая более чем из 150 «техников», 700 статистов и многочисленных звёзд, появилась на улицах Парижа. Столица Франции стала колоссальной съёмочной площадкой.

Атмосферу работы над фильмом даёт почувствовать описание одного из многих типовых съёмочных дней, сделанное ассистентом режиссёра Ивом Буассе: «Август 1965 года, 4 часа утра. Обгоняя бесконечные эшелоны бронетранспортёров и военных грузовиков, стоящих у тротуаров, вдоль бульвара Сен-Мишель идёт чёрный автомобиль. В нём — один человек... Это Рене Клэман перед одной из головоломных съёмок фильма «Горит ли Париж?». Через несколько минут он одной фразой заставит действовать тысячу людей, ещё наполовину спящих в сотнях машин... Это «момент истины». Тысячи людей — военных, техников, актёров — ждут, поёживаясь от утреннего холода.

страница 159Содержаниестраница 164

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика