СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Их было пятеро» (сценарий). Часть 4.

(Перевод Л. Ю. Флоровской)

На Лебяжьем острове1.

Солнечный, ясный день. В обрамлении оголённых деревьев на фоне светлого неба чётко вырисовывается статуя Свободы2. Позади — Булонский лес. По центральной аллее острова прогуливаются Роже и Симонна, кокетливая и нарядная.

1 Лебяжий острой, официально именуемый Лебединой аллеей, представляет собой очень узкий длинный островок, который в южной своей части пересекается мостиком. (Прим. пер.)

2 Французская статуя Свободы, работы известного французского скульптора Фредерика Бартольди. (Прим. пер.)

Гуляющих очень мало. Роже с Симонной, два рыболова, погружённых в своё занятие, няня, неторопливо толкающая коляску с младенцем, любовная парочка — вот и все посетители острова в этот час.

С и м о н н а. Ну, расскажите, чем вы были заняты весь этот месяц?

Р о ж е. Делами... Работой... Пробовал продавать пылесосы, страховать жизни.

С и м о н н а. И удачно?

Р о ж е. Нет!

С и м о н н а. А театр?

Р о ж е. Театр? Вакантных мест нет... Ничего не поделаешь... Некоторые актёры сами, с оружием, освобождали здания театров. Благодаря этому и устроились. Теперь их никто не тронет... до следующей войны.

С и м о н н а. Значит, вы без работы?

Р о ж е. Нет. Я подыскал себе другое «дело». Работа не из лёгких. Но патрон хорошо платит. (Намеренно меняет тему разговора.) Зачем вы вызывали меня на свидание?

С и м о н н а. Чтобы увидеть вас...

Остановившись, Роже не сразу отвечает:

— Мне не нужно было приходить!

С и м о н н а. Но раз уж вы пришли, не стоит говорить об этом. (Тянет Роже за руку.) К тому же я не вижу в этом ничего дурного... Мы просто гуляем... дышим воздухом. Я могла бы даже сказать об этом Жану.

Р о ж е. Да... Но вы этого ему не скажете.

С и м о н н а. Я не виновата, что он вечно где-то между Лиможем и Кастельнодари.

Р о ж е. Он делает это не нарочно.

С и м о н н а. Я тоже не нарочно.

Р о ж е. Как можно упрекать его за то, что он работает?

С и м о н н а. Как можно упрекать меня за то, что я скучаю?..

Некоторое время Роже и Симонна идут молча. В конце аллеи виднеется двухъярусный мост, соединяющий Лебяжий остров с городом. Они входят на мост и исчезают в его туннеле.

 

Под сводами моста медленно бредут Роже и Симонна.

Р о ж е. Поймите, Симонна, Жан — мой друг.

С и м о н н а. И мой тоже.

Р о ж е. Поэтому некоторые вещи между нами совершенно исключаются...

С и м о н н а (притворно, невинным тоном). О каких «вещах» вы говорите?.. Я просто хотела ещё раз вас увидеть... Вот и всё.

Р о ж е. Я пришёл, полагая, что вы хотите попросить меня о чём-то, что вам нужна моя помощь...

С и м о н н а. Нет, этого не нужно.

Р о ж е. В таком случае, мы должны попрощаться.

С и м о н н а. О!.. Почему?.. Здесь так хорошо!.. Такая чудесная погода!

Р о ж е. У меня свидание.

С и м о н н а. Она подождёт.

Р о ж е (вдруг поддаваясь чарам Симонны). Я так рад, что мы снова увиделись!.. Но... будьте умницей!

С и м о н н а (с кошачьей вкрадчивостью). Я тоже просто хотела вас видеть!.. Ничего другого мне и не нужно!

Они продолжают свой путь под сводами моста. Постепенно в туннеле становится всё темнее... Вот и совсем ничего не видно. Только слышится голос Симонны.

— Ничего другого не нужно, Роже!

...Темнота... Издалека доносится гудок паровоза.

Постепенно нарастает и наконец становится оглушительным грохот несущегося поезда.

...Из чёрной пасти туннеля вырывается почтовый поезд и уходит вдаль, исчезая среди залитых солнцем полей.

 

В почтовом вагоне.

Сидя на вертящихся металлических стульях, под мерный стук колёс разъездные почтальоны разбирают почту. Ярко горят все лампочки. В одном углу—груда мешков с наклейками.

На переднем плане два молодых почтальона. Они сидят спинами друг к другу и усердно сортируют письма.

П е р в ый   п о ч т а л ь о н (нюхая письмо). Наверняка любовное... Кладёт в соответствующую ячейку.

В т о р о й   п о ч т а л ь о н. Почему ты так думаешь?

П е р в ый   п о ч т а л ь о н. По запаху чувствую.

Н а ч а л ь н и к   в а г о н а, мужчина лет пятидесяти, в форменной фуражке, насмешливо спрашивает:

— Ты воображаешь, что любовь всегда хорошо пахнет?

П е р в ый   п о ч т а л ь о н не отвечает.

Н а ч а л ь н и к   в а г о н а. Ты ещё дурак, Артур!.. вот что я тебе скажу.

С большой пачкой заказных бандеролей в руках он идёт в противоположный конец вагона. По дороге его «атакуют» два других почтовика.

Т р е т и й   п о ч т а л ь о н. Ты, папаша, рассуждаешь, как вдовец. Твоё мнение в счёт не идёт!

Н а ч а л ь н и к   в а г о н а (повернувшись к ним). Вдовец? Да я и женат-то никогда не был!

Ч е т в ё р т ы й   п о ч т а л ь о н. Это не имеет значения... Он всё равно прав — ты похож на вдовца... Во-первых, у тебя голос замогильный...

Это приводит в ярость начальника вагона. Со злостью он перебивает почтальона:

— Я, может быть, и рассуждаю, как вдовец, а вот вы все рассуждаете, как рогоносцы!.. Воображают себя счастливцами!.. Дураки блаженные.

Начальник уходит. Парни, довольные, что удалось поддразнить его, весело смеются.

П я т ы й   п о ч т а л ь о н (заливаясь смехом). Рогоносцы!.. Что ты на это скажешь, Жано?

В дальнем конце вагона "Жан, в блузе и берете, сортирует письма.

Ж а н (с добродушным спокойствием). Когда отцы семейств начинают разглагольствовать, меня только смех разбирает! Я стою на своём: самое милое дело — на каждой станции иметь по жене...

 

Быстрая смена кадров:

...Сходящиеся у Лионского вокзала железнодорожные пути.

...Виднеющаяся издали башенка вокзала.

...Паровоз, уже без вагонов, уходящий по направлению к Иври.

...Окно со спущенными шторами на седьмом этаже.

 

В комнате.

Очень скромная комната, какие бывают в рабочих кварталах. На стенах солдатские сувениры, фотографии, каска. На туалетном столике в рамке портрет Жана в солдатском мундире.

Если раздвинуть шторы окна, можно увидеть убегающие к Лионскому вокзалу железнодорожные пути... Сейчас шторы спущены. Но и сквозь занавеси угадывается, что за окном яркий день.

В комнате полумрак. Горит только одна лампочка возле умывальника. На стульях в беспорядке раскидано белье и платье Симонны.

В постели сладострастно, по-кошачьи, потягивается Симонна. Она в одной комбинации.

Услышав шорох, открывает глаза, бормочет:

— Ты уже уходишь, дорогой?

Р о ж е. Я вовремя вспомнил, что у меня свидание.

Возмущённая Симонна рывком садится в постели:

— О! Ты ещё пойдёшь к другой?!

Возле умывальника перед зеркалом Роже завязывает галстук:

— У меня свидание совсем другого рода.

С и м о н н а. Жаль...

Обернувшись, Роже с удивлением спрашивает:

— Жаль?

С и м о н н а. Да... Раз другого рода, ты мог бы побыть ещё...

Р о ж е. Ты чудовище!.. У тебя только одно на уме!

Садится на постель, начинает обуваться.

С и м о н н а (кокетливо). Тебе так идёт, когда ты притворяешься пресыщенным.

Р о ж е. Мне не к чему притворяться... Я противен сам себе.

Обняв его за шею, Симонна ласкается:

— Дорогой!..

Р о ж е (разжимая её руки). Его ты тоже так называешь?

Вызывающе рассмеявшись, Симонна встаёт во весь рост на постели:

— В самом деле, пора и о нём вспомнить!..

Р о ж е. Боже мой! И всё это случилось в его комнате... в его постели...

Продолжает мрачно зашнуровывать ботинки. Симонна, кокетничая перед туалетом, надевает халат.

— Но это и моя постель... Так что нечего устраивать из этого драму.

Взяв со стула свой пиджак, Роже уныло роняет:

— Это — не драма... скорее — водевиль...

С и м о н н а (причёсываясь перед зеркалом). Тогда на что же ты жалуешься?.. Водевиль ведь такое весёлое представление!

Р о ж е (надевая пиджак). Женщины не могут понять мужской дружбы.

С и м о н н а (продолжая причёсываться). Только тебе и говорить сейчас о мужской дружбе!

Р о ж е (в бешенстве). Симонна!

С невинным видом Симонна подходит к нему, нежно спрашивает:

— Да, дорогой...

В бессильной ярости Роже направляется к двери.

— Ноги моей больше здесь не будет!

Закурив сигарету, она с ласковой невозмутимостью сообщает ему:

— Жан вернётся только в понедельник. Он в Марселе.

Громко хлопает дверь...

В кадре — небольшая табличка на наружной стороне двери. На ней надпись: «Жан Бенуа».

Часть 3СодержаниеЧасть 5

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика