СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Четыреста ударов» (сценарий).

Часть 13.

Квартира Биже.

Это большая квартира — из девяти или десяти почти необставленных комнат.

Входит Рене.

Р е н е. Здравствуй, Душечка!

Д у ш е ч к а. Здравствуй, малыш. Ты не видел Помпона?

Р е н е. Не видел с самого утра.

Д у ш е ч к а. Он всё меньше и меньше бывает дома. Ох, думается мне, что он нашёл себе на чердаке какую-нибудь рыжую кошечку. (Задумчиво.) От рыжих они всегда теряют голову... Ты уходишь?

Р е н е. Да.

Д у ш е ч к а. Раз ты все равно выходишь, зайди заодно к колбаснику-итальянцу и купи у него салями.

Вынимает деньги из сумочки и даёт их сыну.

— На, возьми!

Р е н е. Спасибо.

Направляется к двери. Мать кричит ему вслед:

— А если увидишь Помпона, принеси его домой.

Р е н е. Ладно... Пока!..

Идёт в переднюю. Открывает входную дверь. Впускает Антуана, знаком предупредив приятеля, чтобы тот молчал. Кричит матери:

— Пока!

Затем, не выходя из передней, громко хлопает дверью.

 

...На цыпочках ребята крадутся по квартире. Проходя через гостиную, они слышат какой-то шум. Быстро прячутся за портьеру.

В комнату входит Душечка. Подойдя к стенному шкафчику, она кладёт туда свою сумочку, запирает шкафчик на ключ. Напевая, выходит.

Вскоре тишину нарушают звуки какой-то старинной песенки. Это в соседней комнате мать поставила пластинку Мистингетт.

Рене и Антуан вылезают из своего убежища. Рене с улыбкой вынимает из кармана ключ, показывает его Антуану и, открыв стенной шкафчик, вытаскивает из сумочки матери несколько купюр.

— На эти денежки можно будет вечером смотаться в кино, — тихо бормочет он.

Выходя из квартиры, мальчики бесшумно закрывают большую дверь.

 

Бульвар Клиши.

В прекрасном настроении друзья бродят по городу. Чтобы подурачиться, Антуан поднимает руку, делая знак водителям пропустить его и Рене. Один из водителей высовывается из машины и обещает влепить ребятам парочку подзатыльников.

На улице много детей: маленьких мальчиков и девочек. Один несёт хлеб на голове, другой крутит воображаемый руль, третий делает вид, что хромает и т. д.

Г о л о с  з а  к а д р о м. Можно было подумать, что все дети до пятнадцати лет сговорились любым способом продемонстрировать в этот вечер свою независимость. 1Мы, конечно, были в их числе.

 

Квартира Биже.

Г о л о с  з а  к а д р о м. Для поселившегося у меня Антуана началась подпольная жизнь.

В комнате один Антуан. Услышав скрип открываемой двери, он делает движение, намереваясь спрятаться, но видит Рене. Изображая лакея, тот, галантно изогнувшись, говорит:

— Разрешите, мосье.

Ставит на низенький столик тарелку с колбасой и куском фаршированного рулета.

Р е н е (любезно). Мосье доволен?

А н т у а н. А что это такое?

Р е н е. Жаворонок без головы.

А н т у а н. А где лапки?

Р е н е (уходя). Это же телятина, деревенщина!

 

Столовая в квартире Биже.

В столовую входит Рене. Сюда же вскоре возвращается из кухни его отец. Это седеющий элегантный господин немного надменного вида. В руках у него салатник. Как раз перед его приходом Рене слегка передвинул вперёд стрелку на стенных часах.

М о с ь е  Б и ж е. Ты видишь свою мать последнее время?

Р е н е. Да! Видел. Как раз сегодня, когда пришёл из школы видел её.

М о с ь е  Б и ж е. Она распределила своё время так, что наши часы пребывания дома не совпадают... Очевидно, она что-то задумала?! (Указывая на салатник.) Салат довольно безвкусный... правда?

Р е н е. Нет, по-моему, ничего.

М о с ь е  Б и ж е. Ну и хорошо!

Встаёт из-за стола и уходит на кухню. Рене тотчас же подбегает к стенным часам и ещё раз передвигает вперёд стрелки.

Возвращается мосье Биже. Он несёт несколько бутылочек с соусами и приправами и обильно поливает ими содержимое своей тарелки.

М о с ь е  Б и ж е. Не согласился бы ты выполнить одно моё поручение... к матери?.. (Молчание.) Не беспокойся, я в долгу не останусь.

Р е н е. О, конечно!

М о с ь е  Б и ж е. Я прошу тебя дать матери подписать одну бумагу... Подожди-ка... (Вынимает.) Вот она... Конечно, лучше выбрать для этого момент, когда её умственные способности... будут, так сказать, несколько затуманены... Ты понимаешь, что я хочу сказать?

Р е н е. Я всё понимаю, но знаешь... стоит ей узнать, что это идёт от тебя, как она сразу же насторожится.

М о с ь е  Б и ж е. Но она тебя так любит... Будь с нею поласковее, по-нежнее... Согласен?

Р е н е. Попробую.

М о с ь е  Б и ж е. Впрочем, это не только в моих интересах, но и в твоих... Без этой бумаги она может в любую минуту продать квартиру, а нас ни с того ни с сего выкинуть на улицу... Поэтому будь умницей, хорошо? А это... возьми-ка, вот.

Даёт Рене деньги. Смотрит на часы.

М о с ь е  Б и ж е. Чёрт возьми! Уже четверть десятого. Я опаздываю в клуб!

Поспешно уходит.

Как только отец скрывается за дверью, Рене тотчас же переводит стрелку часов обратно.

 

Из кино выходят Антуан и Рене.

А н т у а н. Классный был фильм... да?

Р е н е. Точно! (Указывая на рекламу.) Возьмём на память!..

Срывает две фотографии.

 

Ночь. Комната Рене.

Голос за кадром. Вместо кровати я составил для Антуана два кресла и одолжил ему свои первые длинные брюки. Но ночи мы проводили за игрой в жаке1 и курением сигар моего отца. А спали днём на берегу Сены, освободившись наконец от необходимости чем-то занимать своё время... Однажды ночью приступ дикого смеха чуть не выдал нас...

1 Жаке — распространённая азартная игра в карты. (Прим. пер.)

Слышно, как открывается входная дверь. Друзья одеялом разгоняют дым, собирают фишки, расставляют по местам кресла. Антуан прячется под кровать.

Шаги приближаются. В дверях появляется мосье Биже.

М о с ь е  Б и ж е. Что здесь происходит? Вся комната прокурена... Словно какой-то притон. (Подняв окурок.) Мои сигары! Я всегда считал, что твоя мать не может тебя воспитывать... Ты же заболеешь!

Р е н е. Что ты!

М о с ь е  Б и ж е. Значит, ты уже привык!..

Р е н е. Нет, это ведь всего вторая.

М о с ь е  Б и ж е. Почему ты до сих пор не спишь?

Р е н е. Я учил урок по истории.

М о с ь е  Б и ж е. И поэтому так смеялся?.. Ведь это единственный предмет, способный внушить вам какое-то чувство уважения к французским традициям... Кто, в конце концов, создал Францию, как не короли?

Р е н е. А мы сейчас проходим фараонов...

М о с ь е  Б и ж е. Итак, из твоих карманных денег я удержу стоимость трёх сигар.

Р е н е. Ладно, папа!

Краем глаза мосье Биже видит торчащие из-под кровати ноги Антуана...

Часть 12СодержаниеЧасть 14

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика