СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
«Четыреста ударов» (сценарий).
Часть 21.
День. Улица. Вход в исправительный дом. В сопровождении двух наставников группа «малолетних преступников» строем, с песней, направляется на стадион.
День. Городской стадион. Мальчики играют в футбол. Несколько передач. Мяч уходит за пределы поля. Один из футболистов собирается за ним побежать, но Антуан останавливает его:
— Погоди, я сбегаю.
Быстро догоняет мяч. Обменивается многозначительным взглядом мальчиком, который стоит на боковой линии поля, посылает ему мяч и со всех ног бросается со стадиона.
В районе стадиона.
Раздаются свистки надзирателей. Один из них остаётся на стадионе, другой бросается вдогонку за Антуаном...
...Не останавливаясь, бежит Антуан. Он то и дело путает своего преследователя — скрывается из его глаз, пролезая через дыры в каких-то заборах...
...Один пейзаж сменяется другим. Долина... холм... подъём... снова ровная местность, то однообразная, то мрачная и живописная.
Антуан продолжает бежать. Ему не хватает дыхания.
Вечереет. Просёлочная дорога. Возле кабачка стоит грузовик.
На дороге показывается Антуан. Подбегает к грузовику. На его борту написано: «Фуркруа-сюр-мер»... Антуан обходит вокруг грузовика. В машине — никого. Мальчик залезает в кузов и прячется под брезентом. Вскоре грузовик трогается.
День. Кузов грузовика. Из-под брезента выглядывает Антуан. Сбоку он видит то, что, очевидно, и называется морем.
...Действительно, грузовик едет вдоль берега моря. Оно то появляется, то исчезает из виду. На одном из поворотов, когда шофёр замедляет ход, Антуан прыгает из кузова, падает и больно стукается о землю.
Море. Прибрежная песчаная полоса. Отлив. Сначала бегом, потом шагом, а потом всё медленней и медленней идёт Антуан к воде. Останавливается он лишь тогда, когда морская пена начинает лизать подошвы его ботинок.
Осторожно, поднимая сначала одну, потом другую ногу, Антуан отступает... Опять подходит к воде и снова отступает... Нагибается, чтобы набрать ракушек...
В кадре — Антуан, словно застывший на фоне моря... Постепенно это изображение блекнет. И вот на экране уже новый кадр. Мы его видели: в Париже, по улице идут Антуан и Рене.
Но теперь это не мальчики, а их фото, сделанное уличным фотографом...
Г о л о с з а к а д р о м. Я получил открытку от Антуана из Фуркруа-сюр-мер. Здесь-то нам наконец и удалось снова встретиться... Как мы живём? Спасибо, хорошо... Мы свободны. Далеко позади остались муки отрочества. Но, когда мы видим таких же третьеклассников, какими были сами когда-то, мы всей душой с ними, с теми, кто вступает на нашу дорогу, дорогу превратностей и несправедливостей, дорогу четырёхсот ударов!
Часть 20 | Содержание |