СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Под крышами Парижа» (сценарий). Часть третья.

(Запись по фильму В. С. Колодяжной, Е. С. Макской)

Кафе.

Оркестр играет какой-то быстрый фокстрот. Фред по-хозяйски обнимает Полу за плечи, он что-то ей нашёптывает и, взяв за подбородок, приподнимает её голову. Девушка кокетливо отвечает на ухаживания Фреда, не подозревая, что внимание кавалера привлекла лежащая перед ней на столе сумочка.

Одной рукой продолжая обнимать Полу, другой, незаметно для девушки, Фред открывает сумочку и вынимает из неё ключ. Но Пола вдруг замечает его маневр. Одним движением она сбрасывает с плеча руку Фреда и, улыбаясь, просит его вернуть ключ. Тот отвечает грубостью и прячет ключ в карман. Пола пытается сама отобрать ключ, но ей удаётся вытащить у него из кармана лишь какие-то бумажки. Да и те Фред сердито вырывает у неё из рук.

Стараясь отвлечь и успокоить Полу, Фред снова обнимает её за плечи и, взяв за подбородок, пытается поцеловать. Но возмущённая девушка энергично отталкивает Фреда. Это раздражает его. Он, видимо, повышает голос. Пола сердито стучит кулачком по столу, требуя ключ. Начинается ссора.

Сидящие за отдельным столиком многочисленные сообщники Фреда внимательно следят за этой сценой. Это такие же подозрительные типы, как и сам Фред. Среди них и лопоухий человек. Они посмеиваются над своим вожаком: девушка ведёт себя с ним явно неуважительно...

Фред кричит на Полу; а когда она снова пытается сунуть руку к нему в карман, грубо отталкивает её. Он обозлился по-настоящему.

И вдруг выражение его лица резко меняется... Он заметил пристальный взгляд своей любовницы, незаметно оказавшейся возле столика.

Это женщина не первой молодости, с уже поблекшим, но когда-то красивым лицом. Одета она модно и дорого, но без кокетства. На ней чёрное платье; шапочка, отделанная пёстрой тканью, ей не к лицу, шарф с такой же пёстрой подкладкой слишком небрежно повязан. Женщина вовсе не удивлена, увидев Фреда с другой. Однако оставить это без внимания она, видимо, не собирается.

Фред глазами показывает ей на место рядом с собой.

С удивлением наблюдает за ними Пола. Заметив это, Фред подмигивает Поле, как бы говоря: «Не уходи, не бойся».

Женщина молча садится возле Фреда, обнимает его за шею и без всякой нежности целует, видимо, только для того, чтобы дать Поле почувствовать что она имеет права на этого мужчину. А тот сидит, опустив глаза. В упор смотрит на него женщина.

Оскорблённая Пола, схватив пальто, бросается к выходу. Фред поднимается, чтобы остановить её, но женщина удерживает его за руку. И Фред покорно остаётся... но, не отрываясь, он следит за девушкой, которая, вытирая слезы, ни на кого не обращая внимания, бежит к выходу мимо столиков, мимо недоумевающего полицейского.

 

Улица.

Из освещённой двери выбегает Пола. Вслед плачущей девушке из кафе доносятся звуки весёлой музыки.

Опустив голову, всхлипывая, Пола медленно бредёт по тротуару. Останавливается... снова горько плачет.

На улице ни одного прохожего. Лишь напротив кафе стоит кто-то, засунув руки в карманы. Это — Альбер. Он уже давно ждёт Полу.

И когда девушка останавливается, Альбер медленно подходит к ней. Услышав за спиной шаги, Пола перестаёт плакать и, чтобы скрыть следы слез, поспешно пудрится. Она ждёт, когда уйдёт незнакомец... Наконец, заинтересованная, поворачивает к нему своё заплаканное лицо и узнаёт Альбера. Ей неприятно, что он видит её слезы.

С грустью и сочувствием смотрит на неё Альбер. Но Полу злит это сочувствие. Неожиданно она показывает Альберу язык и быстро отворачивается.

Его не обижает и не смешит эта выходка. Он понимает, что её обидели, хочет ей помочь, но не знает как. Недовольная Пола снова оборачивается. И вдруг Альбер тоже показывает ей язык. Пола сквозь слезы улыбается и, опустив голову, идёт дальше.

 

Тусклый свет фонаря освещает гладкую брусчатую мостовую.

В кадре пара стройных женских ног в модных туфельках на высоких каблуках. Мужские ноги в простых ботинках догоняют эти ножки.

Обе пары ног останавливаются... Мужские ноги неохотно отступают назад, женские ножки остаются на месте; мужские возвращаются — женские спешат вперёд. Мужские устремляются за ними... Догоняют... И вот уже обе пары ног идут рядом, в едином ритме, идут вперёд по слабо освещённой мостовой... Ноги Полы и Альбера...

 

В кадре — пустынная мостовая.

На мостовую наплывает изображение часов. Они показывают полночь.

Слышится бой часов...

И снова пустынная мостовая... Снова идущие рядом ноги Альбера и Полы.

Альбер и Пола подходят к дому, где она живёт. Останавливаются.

Бросив взгляд на тёмные окна, Альбер говорит:

— Вот мы и пришли.

Помолчав, посмотрел на небо, спросил:

— Хороший был вечер, правда?

— Да, — отвечает Пола.

— А как это сказать по-румынски?

Улыбаясь. Пола произносит звучную фразу на румынском языке. Оба весело смеются.

— Очень забавно и мило, — говорит Альбер.

Пола протягивает Альберу руку.

— Спокойной ночи...

Не кончив фразы, девушка вопросительно смотрит на своего спутника. Она не знает его имени. Поняв ее безмолвный вопрос, он подсказывает:

— ...Альбер.

Пола повторяет:

— Спокойной ночи, Альбер.

— Спокойной ночи...

И Альбер в свою очередь запинается.

— По-ла, — по слогам произносит девушка.

— Спокойной ночи, Пола!

Рука Полы тянется к звонку, но Альбер задерживает её. Придвинувшись к девушке, он говорит тихо:

— Мне нужно вам что-то сказать...

— Говорите!..

Альбер что-то шепчет на ухо Поле, показывая глазами на её окно.

— Нет, — тихо, но твёрдо отвечает она.

Однако Альбер продолжает уговаривать.

— Нет! — твердит Пола.

Альбер не отступает. Он шепчет ей на ухо какие-то нежности. Пола непреклонна.

— Нет!..

— Значит, нет?

— Нет! — холодно говорит она.

Тогда Альбер решительно протягивает руку к звонку и сам звонит. Пола стоит рядом, опустив голову.

 

Спят в своей кровати консьержка и её муж. Заливается звонок, но они его не слышат. Не просыпаясь, муж консьержки переворачивается на другой бок.

Молча стоят у дверей Альбер и Пола. Альбер жестом переспрашивает: всё-таки нет?.. Пола отрицательно качает головой.

Альбер звонит ещё раз.

Сладок сон консьержки и её супруга... Их долго не беспокоит настойчивая трель звонка. Но вот наконец проснулась жена и растолкала мужа.

С трудом открыв глаза, он потянулся к шнурку.

 

Дверь открывается... Альбер показывает на неё Поле, как бы говоря — делай как хочешь, мне всё равно. И, приложив пальцы к кепи, он уходит.

Грустно смотрит вслед ему Пола. Его холодность огорчила её. Вдруг её лицо выразило смятение: она вспомнила, что ключ от комнаты остался у Фреда.

И Пола подумала о том, что могло произойти в кафе...

 

...Кафе.

Фред, окружённый своими сообщниками, хвастливо показывает им похищенный у Полы ключ. Те одобрительно хихикают. Спрятав ключ в карман, Фред направляется к выходу.

 

Растерянная Пола всё ещё стоит у дверей дома. Она не рискует обратиться за помощью к консьержке... Боится Фреда... Боится остаться одна. Альбер — единственное её спасение, и она бросается догонять его.

Услышав за собой шаги, Альбер оборачивается. Пола с виноватым видом подходит к нему.

Альбер сухо спрашивает:

— Ну, в чём дело?

Бросая на него робкие взгляды, Пола жалобно бормочет:

— Я не могу попасть в свою комнату...

На лице Альбера — радость, но он тут же прячет её под маской суровости. Холодно спрашивает:

— Почему?

— У меня нет ключа, — чуть слышно роняет Пола.

— Хорошо, — говорит Альбер, едва сдерживая улыбку.

Берёт Полу под руку и медленно ведёт её.

 

Снова в кадре две пары ног — мужские и женские — не спеша бредут по мостовой.

Пустынны ночные парижские улицы... На мостовую наплывает изображение часов. Доносится их бой: уже час ночи!

 

Лестница в доме Альбера.

Вверх по ступенькам поднимаются ноги Полы и Альбера. Вот Пола замедлила шаги... остановилась. Повернулась, спускается вниз... Но, очевидно, Альбер уговорил её. И снова их ноги шагают вместе вверх.

 

Вешалка. Одиноко висит на ней кепка. Мужские руки вправо от неё вешают пиджак, слева — галстук.

 

Женские ноги в чулках. Тут же валяются туфли. Рука снимает подвязку, бросает её рядом с туфлями, снимает вторую.

 

Повернувшись спиной к кровати, нетерпеливо ждёт Альбер. Он насвистывает весёлую песенку. Настроение у него чудесное — ведь Пола сама пришла к нему.

 

Пола сняла вторую подвязку... подобрала под себя ноги. Возле кровати на полу — её туфли и подвязки.

 

Альбер всё ещё ждёт. Через плечо он спрашивает Полу:

— Мне можно обернуться?

— Подождите, подождите... — испуганно останавливает его девушка. Но через секунду говорит:

— Теперь можно.

Альбер оборачивается. На его лице удивление и разочарование.

— Вы не замерзнёте? — ехидно спрашивает он.

Оказывается, Пола лежит в платье, до половины укрывшись одеялом. Смотрит она в сторону.

С деланной небрежностью Альбер продолжает:

— Вы что думаете?.. Вы считаете, что я...

Пола упорно молчит.

— Чудачка!

Альбер пытается её успокоить:

— Да не бойтесь же ничего!

— А я и не боюсь ничего! — с вызовом отвечает Пола.

— А раз вы ничего не боитесь, тогда раздевайтесь! — делает логический вывод Альбер.

Её собственные слова обернулись против неё... Девушка раздумывает всего мгновение... Она решает доказать, что действительно ничего не боится.

Вызывающе поглядывая на Альбера, Пола вскакивает с кровати и начинает расстёгивать платье. Удовлетворённый Альбер, пряча улыбку, отворачивается.

 

Снова сладко спят консьержка и её муж. Но звонок такой резкий, что этот раз они сразу просыпаются... Что за беспокойная выдалась ночь!

 

У дверей дома Полы стоит Фред. Нетерпеливо звонит. Дверь открывается, и он быстро входит в подъезд.

 

На широкой кровати Альбера лежит полураздетая Пола и делает вид, что спит. Альбер уже в пижаме. Он стоит возле кровати и разглядывает лицо Полы, пытаясь понять, спит она или только притворяется. Взгляд его падает на стул, где висит платье девушки. Он осторожно берёт его и рассматривает. Это воздушное, миниатюрное одеяние так непохоже на мужскую одежду, что невольно вызывает чувство умиления! Альбер смотрит на Полу, на её платье, которое всё ещё держит в руках... потом осторожно вешает его снова на стул.

Тихо, тихо подходит к лежащей с закрытыми глазами Поле. Садится у изголовья. Наклоняется, хочет поцеловать её. Но Пола как будто только того и ждала — она быстро садится на кровати и яростно отталкивает Альбера. Он пытается обнять её. Девушка не даётся и царапает ему руку. Слегка вскрикнув, Альбер сосёт пораненное место. Он чувствует себя обиженным. Он возмущён, что Пола разыгрывает из себя недотрогу... Сердито кричит:

— С меня хватит! Я здесь у себя дома!.. Если не нравится, — можете убираться отсюда!..

Рассерженная, растрёпанная Пола секунду сидит неподвижно, потом прячет лицо в подушки, рыдает от обиды. Она не заслужила, чтобы с ней так обращались! Альбер сам обещал приютить её...

Взбешённый Альбер не обращает больше внимания на Полу. Пусть ревёт себе сколько угодно! Он сосёт оцарапанную руку.

Всхлипывая, Пола садится на кровати. Начинает одеваться. Протягивает руку за носовым платком и роняет с ночного столика зеркальце. Оно падает на пол. Подняв зеркальце, Пола с грустью видит, что оно разбилось. Разбитое зеркало плохая примета!..

Оглянувшись на внешне безучастного Альбера, Пола снова заливается слезами.

А вспыльчивый Альбер уже успокоился. Ему стыдно, что он хотел выгнать девушку. Жаль её... но самолюбие не позволяет ему извиниться. Словно догадываясь о настроении Альбера, Пола плачет ещё горше.

Виновато смотрит на неё Альбер. Молчит... Наконец подходит к девушке и говорит нарочито небрежно:

— Ладно уж, оставайтесь!

И, отвернувшись, чтобы Пола не видела его смущения, отходит от кровати.

 

А в комнате Полы в это время тихо открывается дверь. На пороге появляется мужчина. Зажигает свет. Это — Фред. В недоумении оглядывает он пустую комнату. Постель Полы даже не смята. Одиноко сидит на ней тряпичная кукла.

Раздосадованный Фред не знает, что ему делать. Наконец решает — он подождёт. Должна же она, в конце концов, вернуться домой! Закрывает дверь и садится.

 

Наконец Пола успокоилась... Она мирно лежит в постели.

У Альбера снова хорошее настроение, и он готов начать новую атаку. Весело напевая:

Когда любишь, всё бывает иначе,

Альбер выключает свет и направляется к кровати.

В комнате темно. Слабо светится окошко, освещённое уличным фонарём.

Слышен скрип кровати... Это ложится Альбер. Раздаётся пронзительный крик Полы:

— Не смейте ко мне прикасаться!

— Я и не прикасаюсь... Я ложусь спать, — невозмутимо отвечает Альбер.

— Оставьте меня в покое! — кричит Пола.

— Оставьте меня в покое! — передразнивает её Альбер. — Я и не собираюсь беспокоить вас, — говорит он сердито.

— Сейчас же зажгите свет, — требует Пола.

На фоне окна отчётливо видны взмахи рук.

Яростные крики Полы, негодующий голос Альбера, скрип кровати... Всё говорит, что на постели идёт настоящее сражение. Слышится звук пощёчины. Сердитый голос Альбера спрашивает:

— Что это всё, в конце концов, означает?

В полутьме видно, что Пола, вскочив с постели, побежала к выключателю.

Вспыхивает свет.

На постели сидит задыхающийся, всклокоченный Альбер. Ему здорово досталось. Он ощупывает исцарапанное лицо.

Возмущённая, растрёпанная Пола в одной комбинации стоит у выключателя. Наконец Альбер прерывает молчание.

— Вы не замёрзнете, если будете так стоять? — иронически спрашивает он.

Но девушка лишь презрительно пожимает плечами.

 

А Фред всё ещё сидит на кровати Полы. Курит. То и дело поглядывает на дверь.

Ему жаль упустить такой случай, но он понимает, что дальше ждать бессмысленно... Обозлённый, мечтая о мести, Фред встаёт с кровати, бросает окурок в стоящую на столе вазочку и выходит из комнаты, громко хлопнув дверью.

Часть 2СодержаниеЧасть 4

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика