СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Баур, Гарри

Гарри Баур

БАУР (Baur) Гарри (Harry) (настоящее имя Анри) (Монруж, 1880 - Париж, 1943), французский актёр. Если и существует актёр, которого можно было назвать священным монстром, то это, конечно, Гарри Баур. Получив хорошее театральное образование и став лауреатом Марсельской консерватории, он сразу же занял место ведущего актёра на парижских сценах. Пока кино оставалось немым, Баур уделял ему мало внимания, время от времени появляясь на экране: фильм «Бронзовая душа» (А. Руссель, 1918), оставивший заметный след в истории кино, и популярный фильм «Ясновидица» (др. «Ясновидящая», Л. Абраме, 1923 1924), где в последний раз снялась Сара Бернар. С приходом звукового кино Баур не сходит с экранов уже до конца своей жизни. Дювивье, который очень любил снимать этого актёра, предложил ему незабываемую роль в фильме «Давид Гольдер» (др. «Давид Голдер», 1931), позволившую выразить всю гамму эмоций - от нежности до ярости, от ненависти до смиренности. Затем Дювивье пригласил его на хорошо продуманную роль в фильме «Голова человека» (1933), где Баур создал образ комиссара Мегрэ, очень близкий к оригиналу. Он исполнил волнующую роль в фильме «Рыжик» (1932), выразительно сыграл в фильме «Голем» (1936), но несколько усложнил свой образ в фильме «Бальная записная книжка» (1937). В игре находит выражение не только вся его душа, но и характерные внешние черты: подчёркиваемые крупным планом углубляющиеся морщины, дрожащие щёки. Его голос становится вкрадчивым, свистящим, урчащим и грохочущим, а иногда и рыдающим, если этого требует действие. Играет Баур манерно, но по-своему виртуозно, даже гениально. Его власть над публикой велика, особенно после создания образа Жана Вальжана в трёх сериях фильма «Отверженные» (Раймон Бернар, 1934). Актёр много снимается (шесть работ в течение 1937), заметно отдавая предпочтение картинам, где царит славянская атмосфера. Внушающий страх богач, торговец зерном в фильме «Московские ночи» (А. Грановский, 1934), в следующем году Гарри предстал уже в роли следователя Порфирия («Преступление и наказание», Пьера Шеналь), создав удивительную актёрскую работу, которая ещё более выразительна благодаря игре Пьер Бланшера (Раскольников). В 1935 он - уязвимый в своих чувствах хозяин крупной гостиницы («Очи чёрные», В. Туржанский). Вживаясь в главный образ фильма «Тарас Бульба» (А. Грановский, 1936), он нещадно тратил силы, не обращая внимания на перегибы в игре и излишнюю изощрённость грима. В 1937 Баур исполнил роль станционного смотрителя, страдающего из-за своей дочери («Ностальгия», В. Туржанский, 1937 1938), затем снялся в фильме «Патриот» (М. Турнёр, 1938) и «Царская трагедия» (др. «Трагедия империи», М. Л'Эрбье, 1938). Воплотил на экране два похожих персонажа: сумасбродного царя Павла I, которого в государственных интересах убивает его лучший друг, и Распутина, погибающего при похожих обстоятельствах. Все эти драмы под аккомпанемент балалайки, разворачивающиеся на фоне колоколен с куполами и заснеженных изб, не мешали актёру сниматься в главных ролях в «бульварных» фильмах: хирург в фильме «Этот старый негодяй» (др. «Эта старая каналья», А. Литвак, 1933), мстительный финансист в фильме «Самсон» (М. Турнёр, 1936), прокурор в фильме «Президент Одекёр» (Ж. Древиль, 1940). Только комические роли ему не совсем удавались и были неубедительны («Человек в золоте», Ж. Древиль, 1934; «Париж», Ж. Шу, 1936 1937), а созданный им образ Левантена с накладным носом в фильме «Вольпоне» (др. «Коварный лис», М. Турнёр, 1941) вымучен и утомителен. Он чувствовал себя более уверенно в ролях великих авантюристов, придавая сочность и некоторую двусмысленность образу разбойника в фильме «Новые люди» (Л'Эрбье, 1936), или безудержный пыл и затаённую тягу к насилию в фильме «Моленар» (др. «Молленар», Р. Сиодмак, 1938). Война и оккупация застают его врасплох. Боясь, что его примут за еврея, актёр попытался вести тонкую игру с немцами. Его могли видеть на приёмах у коллаборационистов. Он стал одним из первых актёров, заключивших контракт с кинокомпанией «Континенталь». «Убийство рождественского деда» (др. «Убийство Деда Мороза», Кристиан-Жак, 1941) и «Грехи молодости» (М. Турнёр, 1941) — фильмы, которые стали его лебединой песней в работе на французских киностудиях. Громко объявленный отъезд в Берлин для съёмок в фильме «Симфония жизни» (Г. Бертрам, 1943) стал сюжетом для самых различных комментариев. История возвращения покрыта завесой тайны. По наговору он подвергся преследованиям расистов, был помещён в тайную тюрьму и освобождён лишь умирающим после того, как побывал в руках у гестапо. Смерть его безвестна и драматична, как и его персонажи - герои, павшие под ударами судьбы. Именно такой образ присутствовал в фильме «Великая любовь Бетховена» (др. «Лунная соната», «Большая любовь Бетховена», А. Ганс, 1936), а прототип Баура обладал таким же измождённым лицом.

В 1937 году Национальный Совет кинокритиков США удостоил премией Гарри Баура, как лучшего актёра за фильм «Голгофа» (1935). На следующий год от того же Совета, премией были удостоены, как лучшие актёры: Гарри Баур, Пьер Бланшар, Луи Жуве и Ремю за фильм «Бальная записная книжка» (1937).

Гарри Баур играл русских персонажей так часто, что его называли "Самым славянским из французских актёров".

Имя и фамилия актёра встречается, как Гарри Бор, Арри Бор.

Гарри Баур

Гарри Баур в фильмах: «Польский еврей», 1931 (фото "А"), «Отверженные», 1934 (фото "B"), «Убийство рождественского Деда», 1941 (фото "C"), «Московские ночи», 1934 (фото "D").

IMDb: nm0062428.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика