СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Базен, Андре

Андре Базен

БАЗЕН (Bazin) Андре (André) (Анжер, 1918 - Брисюр-Марн, Ножан-сюр-Марн, 1958), французский критик. Готовясь к педагогической карьере, Базен учился в Институте Ла Рошель и Версаля, затем в педагогическом институте в Сен-Клу (где создал группу «Дух»); занялся критикой и проблемами педагогики в кино. С 1942 работал в Доме литераторов, с 1943 - в IDHEC (Институт высшего кинематографического образования (кинематографических исследований)), а с 1945 - в ассоциации «Труд и культура», организуя конференции, занятия, стажировки и дебаты в киноклубах. Будучи критиком в «Parisien Libéré», впоследствии Базен становится главным редактором журнала «l'Écran français», «d'Esprit», «la Revue du cinéma» и «Radio-cinéma» (сегодня «Télérama»). В 1951 совместно с Дониоль-Валькрозом и Лo Дюка основал журнал «Cahiers du cinéma», которым и руководил до конца жизни. Такая бурная издательская деятельность принесла ему не совсем заслуженную славу духовного отца «новой волны», который оставил в наследство скорее страстное увлечение кино, чем ясное представление о его ценности.

В 1943 бунтарь Базен неожиданно пришёл к убеждению, что «воспитывая вкус у зрителей нельзя изменить качество фильмов. Как раз наоборот, качество фильмов мало-помалу формирует вкус». Базен не осуждал вкус широких зрительских масс, который называл «вкусом к компетентности», но он был уверен в необходимости присутствия в киноискусстве активной элиты и даже отмечал положительную роль снобизма.

Андре Базен

Базен не создал эстетической системы. По сути, он не был ни теоретиком, ни доктринёром, но «человеком-будильником». Даже плохой фильм был для него поводом, чтобы выдвинуть исторические и социологические гипотезы, подумать над творческими приёмами. Он строил свои рассуждения на парадоксах. Таков вообще путь, сулящий успех, если исходить из того, что есть нечто верное, поначалу кажущееся ложным. Базен доказывал эстетическую необходимость присутствия в фильме противоречивых сторон. Фильмы «Дневник сельского священника» и «Ужасные родители» - суть произведения КИНО. Но ведь первый фильм сохранил дух литературного произведения, а второй - театр, пьесы. Базен воспевал «нечистое кино». Он оправдывал недостатки или аномалии шедевров, считал их наличие такой же необходимостью, как и достоинства. Католик Базен, проповедующий с двадцатилетнего возраста «персонализм» Эмануила Мунье, логически обосновывал свою «духовную» критику. В реальности мира он хотел видеть «обратную сторону проявления Бога».

Некоторые важные темы придавали связность его критической мысли. Для Базена происхождение фильма от фотографии определило новизну и очарование кинематографа. Фотография - это своеобразный дубликат мира, несовершенный, застывший во времени отпечаток, которому кино даёт жизнь: «впервые образ вещей становится и изображением, и их длительностью, как бы овеществлением движения». Всё, что снято, уже было. Очарованный, Базен говорил об онтологическом реализме кино. Тем не менее он не забывал о том, что реализм не дан непосредственно, его необходимо создавать. С 1944 он различал технический реализм (фотографический) и стилистический (форма и содержание). Если главное достижение кино - это создание реализма, благодаря которому оно и стало убедительным для зрителя, то всё, что противопоставляется реализму, вызывает подозрения. Базен отвергал излишнее дробление при монтаже, столь выгодное для создания трюков и манипуляций, и предпочитал длительность и глубину зрительного поля, последовательные планы. В конце 60-х левые критики, понимающие Базена упрощённо, увидели у него лишь буржуазный идеализм, христианскую наивность, одержимость, мистицизм, реакционные настроения. Тем не менее, Базена можно рассматривать как теоретика и пророка «иного» кино. Он разграничивал развлечения и требования драматургии, проповедовал активную связь между зрителем и экраном, пытался освободить пространство и время от сюжетной зависимости.

В 1956 году Андре Базен на несколько секунд появляется в короткометражном фильме Эрика Ромера «Крейцерова» соната.

Андре Базен, 1956
Андре Базен. Кадр из фильма «Крейцерова» соната.

Андре Базен и Жан-Клод Бриали, 1956
Андре Базен и Жан-Клод Бриали. Кадр из фильма «Крейцерова» соната.

Андре Базен: «Кино оккупации и сопротивления»
Андре Базен: «Кино оккупации и сопротивления». Опубликовано в 10/18 №988. 1975 год.

IMDb: nm0063336.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика