СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Габен, Жан

Жан Габен

ГАБЕН (Gabin) Жан (Jean) (полные имя и фамилия Жан Габен Алексис Монкорже, Moncorge) (Париж, 1904 - Париж, 1976), французский актёр. Потомственный актёр. Его родители, Жозеф Габен и Элена Пёти, были звёздами концертных ревю. До 1922 занимался самой разной работой: от бетонщика до продавца газет. Дебютировал в качестве статиста в «Фоли-Бержер» и «Водевиле», после чего совершил песенный тур по провинциям и появился в оперетте в «Буфф-Паризьен », где его партнёршей в пении и танцах была Мистангет. С 1923 выступал в музыкальных ревю и опереттах. Его партнёрами становятся Дранем, Люсьен Бару и клоун Денди, на пару с которым он впервые появился на экране в двух неозвученных скетчах. В кино дебютировал в 1930 (музыкальная комедия «Каждому может повезти» / «Каждому своё»). С приходом звукового кино начал играть роли добрых малых и хулиганов («Парижское развлечение», «Сиреневое сердце» / «Сердце Сирени»), иногда исполнял песенные номера (романс «Мне нравятся восьмипудовые женщины» в фильме «Мефисто») и постепенно создал образ сурового упрямца с открытой душой и добрым сердцем, схожего с персонажами Шарля Банкрофта и Спенсера Трейси. Сценарист Шарль Спаак охарактеризовал его следующем образом: «Он получает удовольствие от самой схватки, являясь сторонником не очень везучих борцов за свободу, любовь, дружбу». Он больше чем актёр, он - миф. Как артист он более профессионален, чем Пьер Ришар-Уиллм, и более восприимчив, чем Альбер Прежан, - его соперники в этом жанре. Габен работал с лучшими режиссёрами того времени: Ренуаром, Гремийоном, Дювивье, Карне, исполняя самые разнообразные роли (легионера, хулигана, офицера, дезертира, железнодорожника, рабочего). Отмеченный судьбой, он, согласно А. Базену, стал «трагическим героем французского довоенного кино», представляя в концентрированном виде все надежды и поражения своего времени. «Как только, - пишет Жан Пивер, - этот грубоватый, чрезвычайно правдивый образ появляется на экране, он создаёт вокруг себя определённую атмосферу. Жан Габен не играет. Он живёт». Жан Ренуар уточняет: «Широта эмоций, которые может выразить Габен, необъятна. Его искусство состоит в том, что он способен показать самое главное».

Война прервала эту блестящую карьеру. После триумфа в двух картинах Жана Ренуара: «Великая иллюзия» (1937) и «Человек-зверь» (1938) - Габен уехал в США в 1941, где снялся в двух второсортных фильмах. Боец Сопротивления, он возвратился в Париж в 1946, но не сразу нашёл применение своему таланту. Отказавшись от съёмок в фильме, задуманном для него Жаком Превером и Марселем Карне («Врата ночи»), он пребывал в творческом поиске, «блуждая» от одной роли к другой («Мартин Руманьяк», «Зеркало»). Вернулся в театр («Жажда» Берштейна), пробовал сниматься в Италии («По ту сторону решётки» / «У стен Малапаги»). Клод Готёр, один из исследователей его творчества, назвал этот период «странствием в пустыне» в поисках оазиса, которым стал фильм «Удовольствие» (др. «Наслаждение») Макса Офюльса, где он с удивительной естественностью создал образ нормандского крестьянина. Габен возвратил любовь зрителя, сыграв роль бандита в фильме «Не тронь добычу» (Жак Беккер). После чего последовали: «Френч-канкан» (др. «Французский канкан», Жан Ренуар) и «Пересекая Париж» (др. «Через Париж», Клод Отан-Лара). Эти работы кладут начало второму этапу его карьеры. С поседевшими висками и поплотневшей фигурой, он играет добродушных полицейских, «президентов», «папаш», «людей старого закала». Роли эти пишутся специально для него Мишелем Одиаром и Паскалем Жарденом. В это же время он снимается у Жиля Гранжье (неудачно), Лa Пательера и Анри Вернёя. Одна из его крупных удач 60-х - роль в фильме «Мелодия из подвала», где его партнёром выступил Ален Делон. Габен занимается и продюсерской деятельностью, создав вместе с Фернанделем студию «Гафер». Его лебединой песней становится роль в фильме «Кот» по Жоржу Сименону, где он создал правдивый образ старика, живущего в пригороде, отгородившегося от мира стеной молчания и ненависти к своей жене (Симона Синьоре). Последние годы проводил, в основном, на ферме и на конном заводе в Нормандии. В 1976 в последний раз появился на экране в заурядном фильме «Святой год». Но и за маской ворчливого старика угадывается Габен с его воспетым в стихах Жака Превера «всегда чистым и по-детски непосредственным взором».

Спустя девять лет после смерти Габена артисту присудили премию «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.

Фернандель и Жан Габен

Фернандель и Жан Габен - основатели «ГАФЕР» (ГАбен + ФЕРнандель).

Фильмы:

Жан Габен

Жан Габен в фильмах: «Человек-зверь» (фото "A"), «Пепе Ле Моко» (фото "B"), «Набережная туманов» (фото "C", "D"), «Знамя» (фото "E")

 

Жан Габен

Жан Габен в фильмах: «Зеркало» (фото "A"), «Мартин Руманьяк» (фото "B"), «Минута истины» (фото "C"), «Пропавшие собаки без ошейника» (фото "D")

 

Жан Габен

Жан Габен в фильмах: «Приговор» (фото "A"), «Святой год» (фото "B"), «Президент» (фото "C"), «Клан сицилийцев» (фото "D"), «Обезьяна зимой» (фото "E")

IMDb: nm0300064.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика