СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Ганс, Абель

Абель Ганс

ГАНС (Gance) Абель (Abel) (Париж, 1889 - Париж, 1981 ), французский кинематографист. Пионер французского кино наряду с Луи Деллюком и Марселем Л'Эрбье, он намного позже сошёл со сцены, чем его соратники. Однако фильмы Ганса редко соответствовали уровню его притязаний («Колесо», 1923; «Наполеон», 1927). Если неприятие и враждебность критики к нему со временем уменьшились (несколько почётных званий, в которых ему изначально было безжалостно отказано, он получит к концу жизни), то только лишь потому, что Ганс не создавал новых произведений. «У меня есть право давать интервью и получать знаки почитания. Но заказов мне не дают», - сказал он однажды.

Ещё со школы Ганс сохранял особую привязанность к литературе и театру. С 1908 выступал на театральных подмостках в Париже, Брюсселе, написал две трагедии, сыграл молодого Мольера в картине Леонса Перре. Тяга к распространённой в то время декадентской литературе побудила его написать книгу поэм («Палец на клавиатуре»). Затем увлекается сочинением сценариев, которые дожидались своих постановщиков. Ганс «отпустил» на волю своё воображение, он много писал и сам занимался постановкой: «Плотина» (1911), «Белый негр» (1912), «Следы на потолке» (1912), «Маска Ужаса» (1912), «Драма в замке д'Акр» (1915). Он не останавливался на достигнутом и увлечённо работал над разработкой технических приёмов с целью доставить удовольствие зрителю. Вследствие чего появляется фильме «Безумие доктора Тюба» (1915), перегруженный экспериментами и комбинированными съёмками. Несмотря на провал, за несколько лет снял ещё десяток картин, а многосерийный фильм «Барбаросса» (1917) получил высокую оценку публики. Ганс внёс свой вклад в победу над врагом, снимая пропагандистские ленты, часть из которых не лишена привлекательности. После фильмов: «Героизм Падди» (1915), «Страс и К» (др. «Страсс и компания», 1915), «Смертельный газ» (др. «Смертоносные газы», 1916) - снял фильм «Зона смерти» (1917), который привлёк внимание критики, усилив недоверие одних продюсеров и сочувствие других, среди которых был Шарль Пате. После 1917 снял свои наиболее значительные фильмы: «Матерь скорбящая» (1917), «Десятая симфония» (1918), знаменитый «Я обвиняю» (1919) - обвинительная речь против войны, перевернувшей судьбы людей, и «Колесо» (1921 - 1923), в котором «мир локомотивов, железных дорог, патефонных пластинок контрастирует с миром снега, горных вершин, одиночества - белая симфония, сменяющая симфонию тьмы» (А. Ганс).

Критики охотно подчёркивали амбивалентность творчества Ганса, где соседствуют великолепие и убожество, напыщенность и лиризм, пафос и примитивный символизм, воображение и техническая изобретательность, которой он нередко злоупотребляет, «изобилие новшеств, наряду с жалкими штампами и дурным вкусом» (Л. Муссинак). Таков Ганс, противоречивый и амбициозный, всегда стремящийся вперёд, зачастую переходящий всякую меру, убеждённый в собственной гениальности и разочарованный тем, что современники не всегда оценивают его должным образом.

В то время как техника кино была примитивна, вера Ганса в себя и возможности кинематографа повлекла за собой изобретение новых технических средств: двойное экспонирование, поливизор, пракископ, полистиния, пиктоскоп и пиктограф, которые принесли ему международную премию за изобретения в 1954.

В 1926 закончил съёмки фильма «Наполеон Бонапарт». Это - изумительная встреча императора и режиссёра (который исполняет роль Сен-Жюста). Ганс формулирует свой принцип актёрского творчества: «Я зову всех войти в храм искусства через великие врата истории». Величественный и лиричный, изобилующий новаторскими приёмами «Наполеон» по праву считается шедевром Ганса. В 1936 произошло его озвучение, а в 1971 вышла на экраны вторая, дополненная редакция. Английскому историку Кевину Браунлоу удалось воссоздать наиболее полную версию, которая произвела фурор в Нью-Йорке (1981), Лондоне (1982), Риме (1982), наконец, в Париже (1983). Фильм «Конец света» (1931), в котором Ганс исполнил главную роль, принёс разочарование. Среди последовавших фильмов можно выделить, пожалуй, только фильмы: «Великая любовь Бетховена» (др. «Лунная соната», 1937 1936) и «Потерянный рай» (1940). Картина «Нельская башня» (снятая в 1955, «чтобы не потерять форму»), посредственный фильм «Аустерлиц» (1960) и даже его первая телевизионная работа «Мария Тюдор» лишены гансовского огненного блеска. Первый лауреат национального Гран-при в области кино 1974, Абель Ганс завоевал и почётный приз «Сезар» в 1980 в 1981 удостоился почётной премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Однако ему никогда не удавалось довести до конца свои проекты из-за недостатка средств. После выхода фильма «Я обвиняю» Муссинак написал о нём, что его нужно либо полностью принимать, либо полностью отвергать. В дальнейшем эта дилемма решалась не в пользу Ганса. Среди его литературных работ можно выделить: «Пришло время изображения» (1926) и «Призма» (1930).

Абель Ганс

Фильмы:

Абель Ганс

На съёмках фильма «Наполеон» (фото "A", "B")

IMDb: nm0304098.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика