СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Коста-Гаврас, Морис

Коста-Гаврас

КОСТА-ГАВРАС (Costa-Gavras) (настоящие имя и фамилия Константинос Гаврас) (Афины Аркадия, Греция, 1933), французский кинематографист греческого происхождения. Сын чиновника греческого правительства, он получил образование в духе строгого православия. В возрасте восемнадцати лет приехал в Париж и после окончания Сорбонны получил диплом литературоведа. Страстно влюблённый в кино, он прослушал курс лекций в IDHEC (Институт высшего кинематографического образования (кинематографических исследований)) и был ассистентом Ива Аллегре, Рене Клера, Жака Деми. Первая режиссёрская работа - фильм «Убийцы в спальных вагонах» - снят в 1965, за ним последовал фильм «Одним человеком больше» (др. «Один лишний человек», 1967). Но настоящее признание пришло после выхода на экраны политического триллера «Дзета» (1969), разоблачающего методы и хитросплетения военной хунты, пришедшей к власти в Греции. Фильм завоёвывает огромный успех, не в меньшей степени благодаря Иву Монтану, который снялся в роли депутата от партии левых Ламбракиса, убитого по приказу хунты. Затем последовали ещё два политических фильма с участием этого же актёра: «Признание» (1970), созданный на основе свидетельств А. Лондона, ставшего жертвой коммунистического режима в Чехословакии, и «Осадное положение» (1973 1972), где Монтан играет агента ЦРУ, действующего в Уругвае. Фильм «Спецподразделение» (др. «Специальное отделение», 1975) повествует о французских коллаборационистах во время немецкой оккупации и, в частности, о процессе Риома. После четырехлётнего молчания Коста-Гаврас экранизирует далёкий от политики роман Р. Гари («Свет женщины», 1979) с участием Ива Монтана и Роми Шнайдер; этому фильму он более всего обязан своей известностью. В 1982 возвратился к концепции «заинтересованного» кино и снял фильм «Пропавший без вести», принёсший ему Золотую пальмовую ветвь на Международной кинофестивале в Каннах (разделив победу с фильмом «Дорога» Гюнея) и премию «Оскар» (1983) в категории "лучший адаптированный сценарий" (совместно с Дональдом Стюартом). В этом же году он избирается президентом Синематеки.

Коста-Гаврас

Жан-Жак Анно и Коста-Гаврас.

На самом деле все фильмы Коста-Гавраса, за исключением двух «Убийцы в спальных вагонах» и «Свет женщины», были подчинены политической направленности, которую автор порой пытался отобразить такими примитивными средствами, что это приводило к упрощению темы. Изображаемая реальность в большинстве случаев представала перед зрителем манихейским миром, поделённым между добрыми и злыми. Используемые кинематографические средства соответствовали этому схематичному взгляду на вещи и были пригодны лишь для пробуждения вполне определённых ответных реакций и исключительно благородных чувств, впрочем, самых примитивных, таких как чувство справедливости и негодования при её отсутствии. В 1969 во время небывалого успеха фильма «Дзета» концепция кино с незамысловатой политической экзотикой и методом действия, более близким к играм между жандармами и ворами, чем к серьёзному анализу сложной политико-социальной реальности, пользовалась популярностью у массового зрителя. По этому же пути пошёл Франческо Рози, чем и вызвал раздражение. Сентиментальное усложнение фильма «Анна К.» (др. «Ханна К.», 1983) было связано с перипетиями израиле-палестинских отношений. Несмотря на успех у широкой публики фильма «Пропавший без вести» (с более сложной киноструктурой), он показал, что искренний и благородный гуманизм Коста-Гавраса может достигать почти того же эффекта, что и приводящее в уныние сухое политико-экономическое выступление. В 1985 1986 он снимает полицейскую комедию («Семейный совет»), а в 1988 - политический триллер («Правая рука дьявола» / «Преданный»), где воссоздаёт правдоподобный портрет Америки с её парамилитаристскими, неофашистскими и расистскими чертами. Вышедший на экраны в 1990 фильм «Мьюзик Бокс» (др. «Музыкальная шкатулка», премия «Золотой медведь» на Международном кинофестивале в Берлине), который посвящён проблемам нацистов и военных преступников, эмигрировавших в Америку, но оставшихся в плену у собственного прошлого с его проблемами, продемонстрировал наличие у режиссёра врождённого чувства повествовательного ритма без чрезмерного морализаторства. Но последовавший затем фильм «Маленький Апокалипсис» (1993) не находит своей публики, от которой, кажется, ускользает смысл саркастической басни о светско-политической ангажированности определённой части буржуазии.

В 1997 в Соединённых Штатах он снял «Безумный город», в главных ролях которого Джон Траволта и Дастин Хоффман, в 2002 в Румынии - «Аминь» (премия «Сезар» за лучший сценарий), адаптация пьесы немецкого драматурга Рольфа Хоххуты об отношениях Ватикана и Нацистской Германии во время Второй мировой войны. Снял фильмы: «Нож гильотины» (в 2006 номинант на премию Сезар» за "лучший сценарий", 2005), «Рай на Западе» (2009), «Капитал» (2012), «Взрослые в комнате» (в 2020 номинант на премию Сезар» за "лучший сценарий", 2019).

Коста-Гаврас

Коста-Гаврас на съёмках фильмов: «Осадное положение» (1972, фото "A"), «Спецподразделение» (1975, фото "B").

 

Коста-Гаврас

Коста-Гаврас на съёмках фильмов: «Анна К.» (1983, фото "A"), «Безумный город» (1997, фото "B").

IMDb: nm0002020.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика