СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Пуарье, Леон

Леон Пуарье

ПУАРЬЕ (Poirier) Леон (Léon) (Париж, 1884 - Юрваль, 1968), французский кинематографист. Племянник художницы Берты Моризо, он работал управляющим театра. В 1913 поступил в компанию «Гомон», в 1919 занял пост художественного руководителя фирмы, сменив на нем Луи Фёйара. Его первые работы («Любовь проходит», 1914, «Гнездо», 1914; «Мыслитель», 1919) отличались лёгким налётом эстетизма, который со временем всё более укоренялся и костенел, став в большей степени атрибутом кассовости, чем стиля. Сюжеты для своих фильмов Пуарье брал из «высокой» литературы: романов Бальзака («Нараяма», 1920, по мотивам «Шагреневой кожи») или Ламартина («Жослен», 1922), при этом постоянно стремился совершенствовать пластический язык кино, иногда небезуспешно. Об одном из его фильмов («Душа Востока», 1919) Леон Муссинак сказал: «Это экзотическая акварель, далеко несовершенная, но пронзительная». Фильм «Ла Бриэр» (1925, по роману Альфонса Шатобриана) концептуально как бы соперничал с картинами киномастеров шведской школы, но в данном случае сдержанность и простота стиля были нарушены перегруженным изобразительным рядом. В дальнейшем Пуарье обратился к документальному кино, в котором доминировали романтические и дидактические мотивы: «Чёрное путешествие» (др. «Чёрный круиз», 1926, об отчаянной экспедиции Ситроена по африканскому континенту; через 7 лет вышло продолжение: «Жёлтое путешествие»), «Экзотическая любовь» (1927), «Каин» (1930, снят на Мадагаскаре) и знаменитый фильм «Верден, видение истории» (др. «Верден, видения истории», 1928, о солдатах, получивших тяжёлые увечья лица; в 1931 вышла звуковая версия). В те времена в обществе процветали конформизм и шовинизм, о чём он расскажет в фильмах: «Призыв к спокойствию» (др. «Зов тишины», 1936, посвящённый студенческой жизни Отца де Фуко); «Сестры по оружию» (1937) и «Брацца» (др. «Бразза, или эпос о Конго», 1940, военная «эпопея» в Конго). Трудно представить себе более тяжеловесное академическое кино, чем это. Во время немецкой оккупации Пуарье принёс в жертву соглашательской политике свою безнадёжную мелодраму «Жанно» (1943). Его последний фильм «Неизвестная дорога» (1949) кажется антикварной редкостью. Пуарье написал жития нескольких святых (Шарля де Фуко и Франциска Ассизского), книгу воспоминаний «24 кадра в секунду», некоторое время возглавлял Французский киноклуб. Роже Режан сказал о нём: «Это Шарль Пеги от кинематографии, а это уже немало».

IMDb: nm0688543.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика