СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Рене, Ален

Ален Рене

РЕНЕ (Resnais) Ален (Alain) (Ванн, 1922 - Нёйи-сюр-Сен, 2014), французский кинематографист. Одна из самых замечательных персоналий французского кино, чьё творчество трудно уложить в прокрустово ложе критики. Всё, что он сделал, а это всего лишь девять полнометражных картин, снятых после незабываемых лет ученичества и удачной карьеры кинодокументалиста (не считая его незаконченных проектов и участия в работах своих друзей), похоже на чарующую Атлантиду, которую можно открывать бесконечно. Он произвёл революцию в языке киноискусства, по некоторым параметрам подобную содеянному Орсоном Уэллсом в фильме «Гражданин Кейн». Его постановочной манере присущи поразительная тщательность в разработке сценария и выборе натурного материала, необыкновенно смелый, не имеющий аналогов, монтаж изобразительного и звукового ряда. Но самое важное, что нашло отражение в его творчестве, - это особое свойство «проникать в неизведанное, искать и обнаруживать скрытые смыслы» (Эммануэль Рива).

Рене рос болезненным юношей, «тепличным цветком», вроде Пруста. Кино, литература и театр притягивали его с детства. И уже в 13-летнем возрасте, когда ему купили в Нантском пассаже восьмимиллиметровую камеру, он начал снимать маленькие любительские фильмы. Первые «пробы пера» («Фантомас», «Лучший из миров») остались незавершёнными, но уже они продемонстрировали, что истоки глубокого вдохновения он находил в реалистическом предвосхищении грядущего, в тайне, создаваемой обыденностью. Его кинематографические пристрастия: «Поразительный город» (Люиц-Мора, 1923), «Кровь поэта» (Ж. Кокто, 1931), а позднее и комедии Саша Гитри, так же показательны в этом плане, как и мир его юношеского чтения, простирающийся от бретонских легенд Анатоля Ле Брада до дешёвых изданий Гарри Диксона (которого он впоследствии безуспешно пытался экранизировать), от американских бульварных романов (Мендрейк, Брик Бредфорд, Дик Трейси и т.д.) до произведений Пруста («В поисках утраченного времени»). В Париже, куда он приехал в начале войны, его привлекала учёба как на курсах Симона, так и в IDHEC (Институт высшего кинематографического образования (кинематографических исследований)), объявившем первый набор, куда он и был зачислен. Кроме учёбы в этих двух заведениях, Рене, любитель побродить по Парижу, страстно увлёкся фотографией формата 24x36. С 1945 он вновь стал снимать фильмы на 16 мм плёнке «не для публики», в чём проявился его живой интерес к сюрреализму: «Схема идентификации» (с молодым Ж. Филиппом), «Открыто на учёт», «Алкоголь убивает» и серия «Визитов» к художникам (Люсьену Куто, Феликсу Лабису, Хансу Хартунгу, Анри Гёцу, Максу Эрнсту). Эти работы стали прелюдией его зрелого профессионального творчества.

Началом собственной кинематографической карьеры можно считать 1948, когда он снял свои замечательные фильмы об искусстве, в которых Рене, пойдя по пути итальянского режиссёра Лучано Элмера, использовал камеру как особый инструмент для исследования внутреннего мира художников, отвергнув традиционные штампы отношения к ним как к музейным древностям. Несмотря на то, что картины «Ван Гог», «Гоген», «Герника», «Статуи тоже умирают» (совместный с Крисом Маркером, посвящённый африканскому искусству) выполнены в чёрно-белом варианте, по глубине эстетического анализа и силе эмоционального воздействия они являются непревзойдёнными работами этого жанра. Одновременно он работал оператором монтажа у своих друзей: Николь Ведрес, Поля Павио, Аньес Варды и др. В 1955 поставил трагический реквием об ужасах нацистских лагерей («Ночь и туман»), а в следующем году снял фильм «Вся память мира», посвящённый тайнам Национальной библиотеки, полный всяческих неожиданностей и лирических отступлений в духе Борхеса. Этот этап творчества завершил в 1958 фильмом «Песнь Стирена» - своеобразная экскурсия по заводам концерна «Пешине», проведённая знающим и непринуждённым гидом Раймоном Кено.

Ален Рене

Ален Рене. 1994

Почерк Рене, характеризующийся свободно чередующимся монтажом, настойчивыми и целеустремлёнными наездами камеры, фиксацией изображения на необычных предметах и видах, - в полной мере проявляется в полнометражных работах, относящихся к числу самобытнейших в истории кино. Первая художественная лента «Хиросима, любовь моя» (1959) стала ярким образцом фильма, снятого в стилистике «новой волны», когда автор решает непростую задачу совмещения банальной истории любви француженки и японца с жестокими картинами, напоминающими о ядерном апокалипсисе и его последствиях. Фильм привлёк внимание не столько своим «скандальным» сюжетом, сколько необычным рисунком текста, подобным монотонной напевности псалмов (заслуга автора сценария Маргерит Дюра), замедленным ритмом повествования и звучанием «зрительных» ритмов. В этом есть нечто от Эйзенштейна в интерпретации Антониони, но, кроме того, этому фильму присущ совершенно неповторимый эмоциональный колорит. Фильм «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) - следующая этапная работа Рене, в которой, по словам автора, особый акцент был поставлен на «игре форм - более эксцентричных и искромётных, чем это принято в анекдотах». Его «сообщником» на этот раз стал Ален Роб-Грийе, фантазии которого Рене облекал в зрительные образы. В процессе творчества он пришёл к грустным размышлениям о военных конфликтах (в Алжире - «Мюриэль», в Испании - «Война окончена», во Вьетнаме - одна из новелл фильма «Далеко от Вьетнама»), перемежающихся необыкновенными лирическими отступлениями. Затем он обратился к исследованию параллельных миров («Я люблю тебя, я люблю тебя» / «Люблю тебя, люблю»), используя обаяние ретро («Ставиский»), бесконечный лабиринт неотступных размышлений о литературе («Провидение», «Жизнь - роман» / «Жизнь - это роман») и науке («Мой американский дядюшка»), исследуя любовные перипетии сдержанно («Любовь до гроба») или театрально («Мело» / «Мелодрама», по пьесе Анри Бернштейна). В любом случае режиссёр освещал ход событий с обманчивым равнодушием, которое совсем не исключало богатой, близкой к оперной, оркестровки. Многообразие лиц, сотрудничающих с Рене (Жан Кайроль и Жан Грюа, Жорж Санпрен и Давид Мерсе), способно ввести в заблуждение зрителя, уже сбитого с толку всепоглощающим поиском идеального (воображаемого) посредством видоизменения действенного (реального). Но Рене и не стремился привлечь массового зрителя, он шёл по избранному пути в одиночестве. Можно ли в данном случае соглашаться с мнением интерпретатора его творчества Робера Бенайуна о «волне мрачного юмора, рождённого ощущением крушения»? Или нужно говорить об «искусстве исследовать невидимое» (Жак де Баронселли)? Или нужно обратить внимание на слова Жана Ростана (процитированные Гастоном Бунуром), который, подытоживая своё капитальное исследование о тайнах человеческого естества, признался, что находится «в состоянии смятенного непонимания». Но лучше всего прибегнуть к скромным умозаключениям самого автора, который, безусловно, ещё не раз будет нас удивлять: «Мои фильмы - это попытка, очень грубая и примитивная, приблизиться к сложности мысли, её механизму. У всех нас есть образы и вещи, которые нас определяют и которые, не представляя собой логической последовательности действий, великолепно друг с другом сочетаются. Мне очень интересно исследовать этот мир бессознательного с позиции истины и даже морали».

Ален Рене

Ален Рене. 2012

Фильмы (короткометражные):

Фильмы (полнометражные):

Ален Рене

Ален Рене на съёмках фильма «Я люблю тебя, я люблю тебя» (1968, фото "A").

 

Ален Рене

Ален Рене на съёмках фильма «Мой американский дядюшка» (1980, фото "A").

IMDb: nm0720297.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика