СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Ромер, Эрик

Эрик Ромер

РОМЕР (Rohmer) Эрик (Éric) (настоящее имя Жан-Мари Морис Шерер, Schèrer) (Нанси Тюль, 1920 - Париж, 2010), французский кинокритик и кинематографист. Сотрудник различных специализированных журналов («les Temps modernes», «la Gazette du cinéma», «La Revue du cinéma», «Arts» и др.), с 1957 по 1963 - главный редактор «Cahiers du cinéma». В 50-х был известен прежде всего как автор интересных публикаций о Росселини, Хоуксе, Ренуаре, Мидзогуси. В 1957 в соавторстве с Клодом Шабролем написал эссе, посвящённое творчеству Хичкока. Удивительно, но, будучи старшим в группе кинематографистов, вышедших из лона «Cahiers du Cinéma» (с 1950), и первым из тех, кто приступил к съёмкам, он дольше всех добивался признания за пределами узкого круга кинолюбителей («Моя ночь у Мод» / «Ночь у Мод», 1969). Он был режиссёром целой серии учебных передач для ТВ (1964-1969), преподавал в университете, защитил докторскую диссертацию на тему «Организация пространства в "Фаусте" Мурно». На протяжении всей своей жизни в искусстве Ромер всегда сочетал работу над постановкой собственных картин с преподаванием.

Первый этап творчества, когда его почерк был ещё неуверенным, не вполне сложившимся, включает в себя как небольшие эссе, так и очень «авторское» повествование («Знак льва», 1962, снят в 1959), где необычайно яркий образ опустевшего летнего Парижа уже предвещает ту особую заинтересованность, с которой он будет выбирать время и место для героев своих картин. Если исключить серию телефильмов и несколько короткометражных лент, то все его работы можно подразделить на 2 цикла. Во-первых, фильмы, снятые по литературным сценариям: «Шесть нравоучительных повестей» (1962-1972), «Комедии и поговорки» (начиная с 1980), где то с юмором, то всерьёз, исследуются вопросы веры, этики, общественных моральных ценностей. Фильмы «Шесть нравоучительных повестей» представляет собой чередование жанров от суровых хроник до тёплых комедий; за мнимой свободой поступков главных героев скрыта их неусыпная совесть. Они пытаются найти себя, метаясь между догмами христианской веры, благочестивыми сомнениями, математической уверенностью и плотскими искушениями. Уверенно выступая против модных тенденций, Ромер сделал из «Повестей» сшитый невидимыми нитями блестящий ансамбль, в котором комментарии идут исключительно от первого лица, а работа оператора Нестора Альмендроса, чуткого к малейшему изменению цвета, придаёт ему особое звучание.

Нестор Альмендрос, Эрик Ромер и Фабрис Лукини

Нестор Альмендрос, Эрик Ромер и Фабрис Лукини на съёмках фильма «Парсифаль, или Сказание о Граале» (1964).

Нравственные поиски, обострённые дискуссией о таких понятиях, как прозрачность и выразительность, он в скором времени перенёс на экраны («Маркиза фон О», 1976, по новелле Клейста). Эту же новеллу тремя годами позже он поставит в театре и на телевидении («Катерина фон Хайльброн»), Для того, чтобы перенести события в современную эпоху, воссоздать пафос прошедшего выразительными средствами, Ромер обратился к живописи романтизма, её формам и цвету. В фильме «Парсифаль Уэльский» (др. «Парсифаль Галльский», 1979 1978) сохранил рифмованный восьмисложный стих и бесперспективное изображение средневековья, чтобы воссоздать адекватную (или буквальную) атмосферу произведения Кретьена де Труайе (к которому режиссёр уже обращался 15 годами раньше на ТВ), пренебрегая кинематографическими условностями. Напротив, цикл «Комедии и поговорки» обращён к современности, освободившейся от этических норм и религиозных устоев. Герои фильмов: «Жена лётчика, или Мы сумеем ни о чём не думать» (1981), «Удачное замужество» (др. «Выгодная партия», 1982), «Полина на пляже» (1983), «Ночи полнолуния» (1984) и «Зелёный луч» (1986), - не избежав безрассудства, пытаются соотнести свои любовные увлечения уже не с требованиями духовного мира, а с нормами поведения в буржуазном обществе. Это продукт нового воспитания чувств, где свобода, распущенность, брак представляют собой умозрительные и идеологические модели. Если в «Нравоучительных повестях» с их исследованиями правил новой игры, где нет ничего невозможного, эта мысль проходит настойчивым лейтмотивом, то в «Комедиях и поговорках» безо всяких оговорок предлагается заменить мораль системой норм поведения. На смену голосу, звучащему как бы вне «Повестей», как нейтральный комментарий, не соприкасающийся вплотную ни с поступками, ни с выбором героев, приходят вездесущие диалоги. Неизменным как в «Комедиях», так и в «Повестях», остаётся некоторая расплывчатость выразительных средств, позволяющая принимать условности фантастического жанра как возможность полностью уловить истину через точность цвета, правдоподобие места и времени, убедительную шероховатость кожи или неожиданную грацию движения. В 1986 Ромер получил премию «Золотой лев» на Международном кинофестивале в Венеции за фильм «Зелёный луч».

С 1990 Эрик Ромер начал снимать новый цикл «Сказки четырёх сезонов» (др. «Времена года»): «Весна» (1990), «Зима» (1992), «Лето» (1996) и «Осень» (1998). В 2001 и 2004 продолжил историческую тему фильмами «Роялистка» (др. «Англичанка и герцог») и «Тройной агент». В 2001 на Венецианском кинофестивале Ромер удостоился Золотого льва за вклад в мировой кинематограф.

Фильмы:

Эрик Ромер

Эрик Ромер и Жан-Клод Бриали (фото "A").

 

Эрик Ромер

Эрик Ромер на съёмках фильмов: «Зима» (1992, фото "A"), «Лето» (1996, фото "B").

IMDb: nm0006445.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика