СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Турнёр, Морис

Морис Турнёр

ТУРНЁР (Tourneur) Морис (Maurice) (настоящая фамилия Тома, Thomas) (Париж, 1876 - Париж, 1961), французский кинематографист. Странным образом складывалась творческая судьба этого кинематографиста, который после ничем не примечательного дебюта в одном из французских сериалов предвоенного (до 1914) периода эмигрировал в США, где сделал престижную карьеру. Благодаря достигнутой известности, он в один прекрасный день становится в один ряд с Гриффитом и Де Миллем, а затем на заре звукового кино возвращается во Францию, чтобы снимать (некоторые из его работ стали самыми кассовыми фильмами эпохи). В 1949 эта деятельность была прервана из-за серьёзного несчастного случая (автомобильная авария), вынудившего мастера преждевременно отойти от активной деятельности и заканчивать свой профессиональный путь тем, с чего иные начинают, - переводами полицейских романов. Несмотря на то что ни один из его фильмов нельзя отнести к разряду выдающихся, тем не менее многие из них отличает неоспоримое совершенство стиля, поэтическая и «авантюрная» жилка: «Остров сокровищ» (1920), «Корабль потерянных людей» (1929) или «Рука дьявола» (1943).

Всё его творчество схематично можно разделить на три периода. Первый период открывается дебютом во Франции. После незначительных работ в театре «Водевиль» Турнёр начал работать в фирме «Эклер» сначала в качестве актёра, а затем администратора, став преемником Эмиля Шотара. После чего занялся, как и его предшественник, постановкой популярных лент со скромным бюджетом. Эти работы (ныне утраченные) были отмечены редкостным чувством театральной и пластической композиции: «Система доктора Гудрона и профессора Плюма» (1912), «Графиня де Монсоро» (1913), «Рулетабий» (1914,2 серии, по произведению Гастона Леру) и пр.

Американский период. Благодаря хорошему знанию английского языка был командирован в США руководить американским отделением «Эклер». Там он настолько уверенно заявил о себе, что вскоре оказался в числе знаменитостей «Парамаунта». Об этом времени сложно судить, ибо большинство снятых им фильмов (более пятидесяти) вообще не демонстрировалось в широком прокате. По мнению Жана Митри, кино Турнёра можно причислить к «символическому», или «феерическому», направлению, что выделяет их среди голливудского прозаизма. К ним относятся: «Трильби» (1915, по мотивам Жоржа Дю Морье); «Дочь Шотландии» (1917) и «Бедная маленькая богачка» (др. «Бедная маленькая богатая девочка», 1917) - два лучших фильма с участием Мэри Пикфорд; экранизация «Синей птицы» (1918) Метерлинка, изобилующая смелыми декораторскими решениями; снятый в том же году фильм «Женщина» (нечто вроде эротической версии «Нетерпимости» Гриффита), который во французском варианте будет идти в двух частях («Вечная искусительница» и «Фея морей»), «Остров сокровищ» с Лон Шаней и «Последний из могикан» (1920); мелодрама «Остров пропавших кораблей» (1923) и, наконец, «Таинственный остров», который не был завершён Турнёром (работа была продолжена Люсьеном Любардом). Свои принципы кинематографист изложил в статье для «Motion Pictures Magazine»: «Мы вовсе не должны искать в кино подлинную действительность. Наша задача - создать эффекты, которые вызывают эмоциональные и интеллектуальные реакции. Речь идёт о том, чтобы постичь глубинную правду, которая более значима, чем правда, лежащая на поверхности».

Морис Турнёр

Морис Турнёр.

Возвращение в Европу. В Германии снимает ещё один немой фильм «Корабль потерянных людей», где перед публикой предстаёт ватага пьяных матросов, в сети к которым попала очаровательная добыча в исполнении Марлен Дитрих. Французские звуковые работы Турнёра неоднородны. Среди них встречаются детективы («Подсудимая, встать!», 1930; «Во имя закона», 1932; «Сесилия умерла» / «Сесиль мертва!», 1944), комедии, то неуклюжие («Вор», 1933), то исполненные творческого порыва («С улыбкой», 1936), мелодрамы, утончённые («Две сиротки», 1933) и посредственные («Адская долина», 1943), пародийные триллеры («Жюстен из Марселя», 1935), исторические ленты («Кёнигсмарк», 1935; «Катя», 1938; «Мадемуазель Бонапарт», 1941), высококлассная фантастика («Рука дьявола»), а также один из редчайших образцов достойной экранизации театральной пьесы («Вольпоне» / «Коварный лис», 1941, с участием Луи Жуве, Шарля Дюллена и Гарри Баура). Эти работы дают полное представление о французском кино 30-х. Полицейский сериал «Тупик двух ангелов», снятый в 1948, стал его последней работой.

Луи Деллюк назвал Турнёра «искренним и вдумчивым мастером, который сам для себя создаёт некую атмосферу, придающую его творениям совершенную форму, стиль и характер».

Фильмы (во Франции):

В США:

В Германии:

Во Франции:

Кадры из фильмов Мориса Турнёра

Кадры из фильмов Мориса Турнёра: «Остров сокровищ» (1920, фото "A"), «Последний из могикан» (1920, фото "B").

 

Морис Турнёр

Морис Турнёр на съёмках фильмов: «Забавы эскадрона» (1932, фото "A"), «Две сиротки» (1933, фото "B"), «Загадочный человек» (1933, фото "C").

IMDb: nm0869665.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика