СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Ванель, Шарль

Шарль Ванель

ВАНЕЛЬ (Vanel) Шарль (Charles) (Ренн, 1892 - Канны, 1989), французский актёр. На протяжении многих лет возглавлял список лауреатов французского кино. Его карьера успешно началась в 1912 1910 в фильме «Джим Кроу» Робера Пеги (который в то время работал под псевдонимом Марселя Робера). Ещё раньше дебютировал в театре (1908), сожалея о том, что не может стать моряком. Возможно, эта любовь к морю, выраженная в самой разнообразной форме, и привлекает к нему внимание: «Исландские рыбаки» (др. «Исландский рыбак», Ж. де Баронселли, 1924), «Ничево» (де Баронселли, 1926), «Огонь!» (де Баронселли, 1927), «Пассажир» (де Баронселли, 1928), «Женщина конца света» (др. «Женщина с конца света», Ж. Эпштейн, 1928 1938), «Золото Кристобаля» (Жак Беккер и Жан Стелли, 1939), «Кораблик в супе» (Морис Глез, 1947 1946). Развивая актёрское мастерство в период немого кино, упрочил репутацию серьёзного актёра, пройдя хорошую школу в обществе «Альбатрос», где снимался в картинах русских эмигрантов: «Дитя карнавала» (И. Мозжухин, 1921), «Дом тайн» (др. «Дом тайны», А. Волков, 1922 1923) и «Добыча ветра» (Р. Клер, 1927). В течение 70 лет творческой деятельности в кино Ванель демонстрировал потрясающее разнообразие в выборе ролей и их исполнении. Способность к перевоплощению парадоксальным образом основывалась на его сдержанности и даже бесстрастности: за внешней невозмутимостью персонажей скрывалась напряжённая внутренняя жизнь, которую выдавал лишь блеск глаз актёра. Уже в преклонном возрасте, когда черты лица огрубели и оно покрылось тысячей морщин, ему удалось воплотить на экране волнующие образы, но в его глазах по-прежнему горел огонь. За свою долгую жизнь на экране он играл вельмож («Штурм» / «Нападение», Пьер-Жан Дюси, 1936; «Южный курьер» / «Южный почтовый», П. Бийон, 1937; «Злоупотребление доверием», А. Декуэн, 1937; «Перекрёсток», К. Бернхард, 1938; «Роквийарды» / «Роквиллары», Ж. Древиль, 1922 1943), крестьян («Чудесная ночь» / «В чудесную ночь», Ж.-П. Полен, 1944 1940; «Ферма повешенного», Древиль, 1945), безработных («Дружная компания» / «Славная компания», Ж. Дювивье, 1936), полицейских всех времён и всех стран («Отверженные», Р. Бернар, 1934; «Закон Севера», Фейдер, 1939, «Поймать вора», А. Хичкок, 1955; «Дьявольские души» / «Дьяволицы», А.-Ж. Клузо, 1955; «Горилла приветствует вас» / «Привет вам от гориллы» и «Вальс гориллы», Бернар Бордери, 1958 и 1959), мелких жуликов, воротил преступного мира («Страсть», Р. Эрвиль, 1925 1926 [эту роль он вновь сыграет в 1936 под руководством Бертоломьё]; «Панама - это не Париж» / «Апачи Парижа», Маликов, 1927; «Предместье Монмартр» / «Монмартр», Р. Бернар, 1931; «Большая игра», Фейдер, 1934; «Дела есть дела» / «Дело есть дело» / «Власть денег», Древиль, 1942; «Плата за страх», Клузо, 1953). Он воспевал подвиг солдат 1914 («Деревянные кресты», Бернар, 1932), восхвалял достоинства колониальной системы («SOS-Сахара» / «С.О.С. Сахара», де Баронселли, 1938; «Почётный легион», Глез, 1938), непринуждённо чувствовал себя в фильмах, повествующих о событиях в царской России («Михаил Строгов», де Баронселли, 1936; «Бурлаки на Волге», Владимир Стрижевский, 1936; «"Тройка" на белой дороге», Древиль, 1937; «Дикая бригада», Л'Эрбье и Древиль, 1939).В фильмах об авиации он сыграл две из наиболее волнующих ролей в кино («Экипаж», А. Литвак, 1935; «Небо принадлежит вам», Гремийон, 1944). В Германии воплотил образ Наполеона в фильме «Ватерлоо» (Карл Груне, 1928 1929) и снимался у режиссёра Вашнека. В период с 1948 по 1950 успел сняться в Италии в полудюжине картин, среди которых можно отметить лишь фильм «Во имя закона» (др. «Под небом Сицилии», П. Жерми, 1949). Он вновь приедет в Италию, чтобы исполнить роли в фильмах: «Степь» (А. Латтуада, 1962), «Самый прекрасный вечер в моей жизни» (Э. Скола, 1972) и в двух картинах Рози: «Сиятельные трупы» (1976) и «Три брата» (1981), где Ванель с удивительной естественностью предстаёт таким, каков он есть, но всякий раз другим. Во Франции его приглашают на главные роли Гревиль («Подсказывает дьявол», 1947), Гитри («Если бы мне рассказали о Версале» / «Тайны Версаля», 1954), Дювивье («Дело Маурициуса», 1954), Буньюэль («Смерть в этом саду», 1956), Шеналь («Налёт на город», 1958), Клузо («Истина», 1960), Мельвиль («Фершо старший» / «Старший Фершо», 1963), Летерье («Король скучает» / «Король без развлечений», 1963), Руффио («Семь смертей по рецепту», 1975), Шаброль («Алиса, или Последний побег», 1977), Патрисия Мораз («Заброшенная дорога» / «Последний путь», 1980). На рубеже двух эпох - немого и звукового кино - он предпринял две попытки заняться режиссёрской деятельностью, очень его привлекавшей, сняв фильмы: «В ночи» (1929 1930) - историю, отличающуюся жестокостью, «В райском уголке» (1932) - экранизацию пьесы, поставленной в театре «Гран-Гиньоль» (с 1935 фильм назывался «Ровно в полночь»).

Шарль Ванель

Шарль Ванель в фильме «Исландские рыбаки» на обложке журнала «Cinémagazine», №13, 28 марта 1924.

 

Шарль Ванель

Шарль Ванель в фильме «Добыча ветра» (фото "A", "B").

 

Шарль Ванель

Шарль Ванель в фильмах: «Предместье Монмартр» (фото "A"), «Большая игра» (фото "B"), «Почётный легион» (фото "C"), «Закон Севера» (фото "D").

 

Шарль Ванель

Шарль Ванель в фильмах: «Сиятельные трупы» (фото "A"), «Самый прекрасный вечер в моей жизни» (фото "B"), «Не плачь» (фото "C").

IMDb: nm0889024.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика