Боб. «Дедулин детский сад».
Автор Боб. Рецензия на фильм «Полон дом детей» (1956).
Опубликовано на Кинопоиске 24 октября 2011 года.
- Мсье, бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь!»
- А бог не уточнил, насколько?
Когда у вас в семье есть ребёнок — это замечательно. Двое? Прекрасно! Трое? Да вы молодец! Четверо? Однако, смелый вы человек! Двенадцать? Вы чокнулись? Это же сумасшедший дом!
Бедняга Стефан на свою голову разрешил дочери, её непутёвому мужу и трём маленьким внукам пожить в его большой квартире — до лучших времён. Лучшие времена так и не наступили, зато количество детей резко увеличилось с 3-х до 8, и вот-вот хрупкое равновесие грозит нарушиться очередным ребёнком. Впрочем, один маленький нюанс, а именно — громадная премия, выдающаяся сверх-многодетным семьям, помогает сердитому деду пересмотреть своё отношение к количеству «цветов жизни».
Вечная тема — отцы и дети — дополняется здесь ещё одним немаловажным фактором — внуками. Так уж получилось, что, в отличие от американских, европейские семьи, как и наши, нередко предпочитают жить все вместе — то по финансовым, то по каким иным соображениям, и разрастаются иногда до целых кланов. Перенаселение в одной отдельно взятой квартире — сюжет для кино не такой уж редкий, но реализуемый по-разному.
В США выходит немало успешных комедий, похожих друг на друга — «Оптом дешевле -1,2», «Дежурный папа», «Знакомство с Факерами», «Один дома» и т.д. Если речь идёт о «взрослых детях», то упор делается на разборки между новоявленными зятьями-невестками, тестями-тёщами и всякими прочими родственниками, не сходящимися характерами, если дети маленькие, то результат, как правило — бесконечные проказы малолетних поганцев и попытки родителей совладать с кипучей энергией своры маленьких нервоистребителей.
Но поколение, из которого вышел фильм «Полон дом детей» (более точное название, хотя точнее всего можно перевести, как «Детки в изобилии», но уж никак не «Малютки у простофили»!), вышло совсем не из благополучного американского общества конца 20-го и начала 21-го века, в котором основные проблемы — утихомирить разбушевавшееся семейство и убирать за всеми бардак и, пардон, фекалии с блевотиной — что поделаешь, американцы на этом всегда акцентируют слишком много внимания.
Реальные проблемы, иронически показанные в фильме, вставшие перед поколением французских бэби-бумеров, переживших войну и активно начавших заполнять опустевшее после трагических лет оккупации государственное пространство в 50-х, были куда сложнее. Страна отходила от войны, старики-ветераны, к коим относится и главный герой фильма, привыкли жить по совсем иным меркам и не слишком радуются желанию своих детей рожать маленьких французиков одного за другим. Естественно, социальная система не справлялась с неожиданным наплывом юных граждан, молодых родителей некуда было селить, возникали трудности с жильём, оплатой, соц. страхованием и т.д. Поэтому многие оказывались у своих родителей-стариков и жили одной большой семьёй.
Есть в фильме многочисленные намёки на различные «заманухи», которыми государство во все времена старалось поднять рождаемость и улучшить генофонд, на которые и покупается довольно меркантильный и ворчливый Стефан, решивший извлечь хоть какую-никакую выгоду из крутящейся вокруг него мелюзги.
Но, естественно, фильм не об этом. Это, так сказать, окружающая героев действительность, описанная драматургом Марселем Франком в более социально-проблематичной пьесе «Изабель и Пеликан», ставшей основой для очаровательной, тёплой, ироничной, добродушной и человечной комедии Поля Менье.
Это не семейная комедия в привычном понимании слова. Здесь почти ничего нет о детях, портящих жизнь взрослым своими выкрутасами, внуки Стефана — здесь на втором плане, на первом же — «взрослые дети» — взрослые и даже старые, которые иногда способны вести себя хуже, чем любой карапуз. Здесь много семейных неурядиц, ссор и целых войн, здесь никто не срывается на детях, и все проблемы решаются между взрослыми, а проблемы самого банального характера — лежебока-зять, штампующий детей, и, похоже, кроме этого, ничего не умеющий делать, дочка, свалившая заботы об огромном семействе на своих стариков, жена Стефана — сердобольная наседка, любящая возиться с детьми и забывшая о муже, сам Стефан, ворчливый и мелко бунтующий мужчина, остро ощущающий собственную старость рядом с таким количеством молодёжи в доме, и оттого делающий слабые попытки вырваться из положения старого, но потерявшего авторитет генерала, из которого все вьют верёвки, в том числе и пытаясь приударить за гувернанткой, и многое другое.
Самые обычные проблемы бытового характера, скрашенные мягким юмором и исключительной любовью режиссёра и актёров к своим персонажам. По уютной и трогательно-простодушной атмосфере фильм напоминает шедевры «Папа, мама, служанка и я» или «Господин Легиньон-стрелочник», где такие же старые и ворчливые деды в конце концов «тают» в атмосфере семейной любви и понимания, понимают свою нужность родным и близким и пересматривают меркантильные и мизантропические взгляды на жизнь.
Всё это показано на редкость проникновенно, легко и как-то понятно. Так, как будто речь идёт о твоей собственной семье, о твоих близких. И после фильма поднимаешься с кресла в твёрдом убеждении, что ближе и роднее своей семьи у тебя никого никогда не будет, и что ты в какой-то степени счастливый человек.
Этот фильм, шагнувший в историю из трудного, но счастливого послевоенного времени, когда все силы, в том числе и в кино, отдавались росткам новой жизни, открытиям нового мира, всеобщей любви, процветанию и веры в счастливое будущее, сейчас кажется идиллическим и наивным, но ни в коей мере не фальшивым! И у таких фильмов есть чему поучиться не только кинематографистам, но и обычным людям, строящим свою жизнь, отношения в своих семьях.
В мире любителей винтажного кино этот фильм достаточно известен, во многом благодаря Луи де Фюнесу. Гениальный комик предстаёт здесь в сдержанно-эксцентричной роли забавного и ушлого социального агента, который, однако, оказывается человеком добродушным и всё-таки разделяет доселе не знакомую ему идиллию вполне искренне. Де Фюнес с 1954 стал получать значительные роли и с блеском отыгрывать их, неуклонно двигаясь к всемирной славе. Здесь его имя уже было вынесено в заглавные титры фильма третьим.
Главную роль сыграл Раймон Супле — представитель старой гвардии, играющий сдержанно, скупо, без излишних эмоциональных всплесков, но точно и правдиво. Его образ ворчливого и вредного деда, без ума влюблённого в свою большую семью, традиционен, но вполне заметен в галерее таких же обаятельных стариков, сыгранных в разное время Питером Фальком, Джеком Леммоном, Уолтером Маттау и др. Добродушную и хлопотливую бабушку-наседку изобразила Жан Суза, очень забавен был молодой Жан Карме в роли инфантильного, ленивого и глупого «быка-производителя», своеобразной пародии на молодых французов послевоенной поры.
Типичная французская комедий послевоенного поколения, с многочисленными национальными и эпохальными приметами, ироничными диалогами, шутками в духе «Папы, мамы, служанки и я» и чудесным ощущением себя в кругу старых друзей и родных.