Катрин Денёв. АКТЁРЫ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО (1988)

(Выпуск 2-й)


Александр Владимирович Брагинский.

Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр». Москва, 1988 год.

Катрин Денёв. Актёры французского кино, 1988

Часто яркая актёрская работа в сознании зрителя невольно накладывается на самое личность исполнителя. Так, первая же, ставшая известной советскому зрителю роль Катрин Денёв в «Шербурских зонтиках» на долгие годы утвердила актрису в амплуа красивой, женственной, лирической героини. Хотя в том же, 1964 году, она сыграла роль совершенно иного плана и в дальнейшем неоднократно доказывала многообразие своего таланта.

Давая интервью журналу «Премьер» в 1986 году — журналу скорее рекламному, чем киноведческому, — она высказала весьма здравую мысль, что «звездой можно стать, даже о том не помышляя, а вот актрисой просто так сделаться невозможно».

Вся её жизнь в кино — счастливая жизнь — подтверждает: Катрин Денёв стала актрисой не случайно.

Она родилась 22 октября 1943 года в семье актёров. Вместе со старшей сестрой Франсуазой они «поделили» фамилии родителей: Франсуаза взяла отцовскую — Дорлеак, Катрин — материнскую. Какое-то время карьера сестёр развивалась параллельно. Вместе они снялись только дважды — в 1957 году в картине Ж.-Р. Вилла «Котята» и в 1967 году у Жака Деми в «Девушках из Рошфора». Франсуаза Дорлеак погибла в автомобильной катастрофе в том же 1967 году...

Впервые о Катрин Денёв заговорили в 1964 году, когда она снялась у Роже Вадима в «Пороке и добродетели» и у Жака Деми — в «Шербурских зонтиках». Это позволило судить о ней, так сказать, в единстве противоположностей, ибо роли были совершенно разноплановыми.

Роже Вадиму нужна была актриса с «ангельской внешностью», дабы противостоять окружающему её пороку, то есть скверне. Столь рациональный подход при выборе актрисы не замедлил сказаться на «конечном результате» — образ Жюстины получился бледным и маловыразительным. В силу обстоятельств, от неё не зависящих, Жюстина оказывается пленницей гестапо (действие происходит в период оккупации Франции), и её отправляют в Тироль, где находится фешенебельный бордель для высшего офицерства вермахта. Её сестра Жюльетта (Анни Жирардо), олицетворяя порок (она любовница полковника Шондорфа), принимает активное участие в здешних «игрищах», напоминающих пир во время чумы, — близится конец войны.

В этих невероятных условиях Жюстина старается сохранить верность жениху, что, впрочем, не всегда ей удаётся. Союзные войска принесут ей освобождение.

Кадр из фильма «Форт Саган»

Согласившись играть Жюстину, К. Денёв быстро пожалела об этом, но отказываться было уже поздно. Да к тому же она была влюблена в режиссёра — сегодня их сын совсем взрослый... Играя надуманные страсти и высосанный из пальца характер, актриса невольно «зажималась». Роже Вадим остался недоволен ею. К. Денёв и сегодня с огорчением говорит об участии в этом фильме, хотя ей было интересно играть свою противоположность. Важнее оказался извлечённый урок: нужно тщательно выбирать роли и режиссёра. «Хорошей роли ещё недостаточно, — скажет она в 1978 году, — важно, чтобы по душе были сюжет и режиссёр. Для меня с годами всё большее значение приобретает сценарий».

Однако в том же 1964 году она снялась и в «Шербурских зонтиках» — фильме, который, по признанию самой актрисы, придал смысл её работе в кино. Это была роль, специально написанная для Катрин. Она играла свою сверстницу, первую драму любви, первый урок в жизни. Вспомним: война в Алжире разлучает влюблённых. Но героиня не дождётся любимого — по настоянию матери выйдет замуж («такова жизнь», как любят говорить французы). Мелодраматический сюжет мог показаться банальным, если бы не... Во-первых, если бы не контекст — история любви героев на фоне «грязной войны» в Алжире, войны, которая разлучает влюблённых и ломает их жизнь. Во-вторых, фильм был, неожиданным по форме — реплики не произносились, а пропевались на музыку Мишеля Леграна. Это требовало новых актёрских приёмов, предельной искренности, иначе фильм приобрёл бы оперную ходульность. Двадцатилетняя актриса прекрасно справилась с поставленной задачей. Она ничего не изображала (как у Вадима), играла саму себя, свои чувства. В отличие от «Порока», фильм «Шербурские зонтики» имел всемирный успех и сделал К. Денёв очень популярной.

Казалось бы, перед ней открываются широкие возможности играть лирических героинь. Однако она отказывается от накатанного пути и соглашается сняться в главной роли в картине Р. Полянского «Отвращение» (1965). И актриса, и режиссёр рисковали одинаково: Катрин Денёв не играла до сих пор роли психически неуравновешенных женщин, способных убивать, мучить. Р. Полянский, впрочем, угадал под внешней холодностью актрисы внутренний темперамент. Кэрол — Денёв фригидна и больна шизофренией. Она нравится мужчинам, они же внушают ей ужас и отвращение. Сначала она убивает поклонника (Колина), затем приударившего за ней хозяина дома. Думается, болезнь подтачивала Кэрол с детства, просто никому, даже сестре, нет и не было до неё никакого дела. Болезнь прогрессирует, отвращение к мужчинам оборачивается преступлением. Уже в этом фильме заявлена тема, проходящая через многие картины Р. Полянского, — тема человеческого безумия в ординарном мире. Можно понять актрису — появилась возможность попробовать себя в новом для неё жанре. Впервые она играла не схему (как у Вадима), не лирический образ (как у Деми), а сложный, болезненный женский характер. И доказала всем, что и такие роли ей по плечу. Думается, что без «Отвращения» не состоялась бы позднее её встреча с Луисом Бунюэлем.

Кадр из фильма «Мрачные каникулы»

А пока... в её послужном списке не хватало только комедийной роли. Такую роль ей предоставит в 1966 году Ж.-П. Раппено. Действие в фильме «Жизнь в замке», как и у Р. Вадима, происходит во время оккупации. К. Денёв играла дочь богатого фермера. Ей кажется, что она выбрала «не того» мужа: он представляется ей скучным, обманувшим её надежды. От разочарования до презрения — один шаг. Мари готова его сделать, но ей мешают обстоятельства. Втянутая в интригу с оккупантами, скрывая у себя в доме английского лётчика, она начинает по-новому оценивать характер мужа, который вместе с её отцом, оказывается, участвует в движении Сопротивления. Комические ситуации в картине лишь подчёркивают логику трансформации чувств героини. К. Денёв тонко почувствовала интонацию роли, у неё были прекрасные партнёры (Ф. Нуаре, П. Брассер), она свободно переходила от мелодрамы к комедии положений, от водевиля — к драме чувств. Критик «Франс суар» писал тогда, что в картине «прелестно играет Катрин Денёв, каждый фильм которой становится продвижением на пути к международному классу». Читать такое было лестно. Она обожала фильм — ей удалось доказать Раппено, что его выбор, несмотря на роль в картине Полянского, оказался безошибочным. Режиссёр остался доволен, и уже без всяких оговорок в 1975 году даст ей сыграть в фильме «Дикарь».

Её новая героиня — деловая женщина — противостоит бывшему мужу, талантливому Парфюмеру, который предпочитает благам цивилизации опрощение, жизнь на лоне природы. Любопытно, кстати, что в 1982 году Филипп де Брока предложил ей похожую роль в известной нам картине «Африканец», где она опять сыграла роль деловой женщины, которая хочет построить в африканских джунглях санаторий для богатых охотников, но наталкивается на сопротивление бывшего мужа, владельца «авиакомпании» (в его владении один маленький самолёт). Не без труда тому удаётся убедить её отказаться от своей затеи...

Итак, талант молодой актрисы складывается как бы на пересечении разных жанров. Правда, Денёв никогда не играла роли женщин-пролетарок. Эти роли — удел других актрис. Образы женщин из народа такая же редкость для французского кино, как и фильмы о жизни народа. Потому все героини Денёв—буржуазки, не испытывающие материальных забот, или романтические особы, для которых главное в жизни — любовь. То, что терпят поражение её меркантильные героини в «Дикаре» или «Африканце», совсем не означает, что они обличают стяжательство. Скорее, К. Денёв осуждала издержки женской эмансипации. Общий социальный аспект французского кино вообще не ярок, и потому эти роли имели своё значение.

Однако сыгранная ею деловая женщина в фильме Франсуа Трюффо «Последнее метро» (1980), вынужденная в оккупированном Париже руководить театром, играть в нём, прятать в подвале «неарийца»-мужа, не лишена слабости — качества, ценимого в женщине Марксом. Раздираемая привязанностью к мужу и чувством к актёру труппы Бернару, она тем не менее сохраняет достоинство и вызывает уважение к себе. Её деловая женщина остаётся женщиной — этого так часто не хватало её предыдущим героиням! Традиционный любовный треугольник в фильме Трюффо лишён налёта банальности. Картина «Последнее метро», как писали критики, — песня во славу моральной силы парижан, песня, пропетая силами маленькой театральной труппы во главе со своеобразной Жанной д'Арк — Марион Штейнер, сыгранной Катрин Денёв.

Но вернёмся назад. В 60-е годы К. Денёв встретилась с великим испанским режиссёром Луисом Бунюэлем и снялась у него в двух картинах. Каждый фильм Бунюэля всегда был событием. Событием стали роли Катрин Денёв в них.

Кадр из фильма «Тристана»

Первой лентой была «Дневная красавица» (1968), затем — через два года — «Тристана». В первом фильме она играла Северину, даму из «приличного общества», привлечённую нравами дома терпимости. Именно там, исполняя свои «обязанности» (отнюдь не из нужды в деньгах), Северина находит выход раздражению и протесту против фальшивых нравов своей среды. Но постепенно двойная жизнь становится ей невыносима. Причины тому — любовь к ней опасного гангстера и осведомлённость одного из друзей дома о её второй жизни. Но у Северины хватает мужества исповедаться мужу Пьеру, а влюблённый гангстер Марсель стреляет в него, тяжело ранит, обрекая Пьера на инвалидность. Северина прекращает ходить в дом свиданий и, испытывая чувство вины к мужу, превратившемуся в калеку, добросовестно ухаживает за ним. Однако, когда один из друзей всё рассказывает Пьеру о жене, он внезапно выздоравливает (и такой поворот весьма характерен для фильмов Бунюэля), прекращает «играть комедию», всё становится как бы на свои места, только... только Северина по-прежнему несёт в себе чувство вины...

Антибуржуазность настроений Л. Бунюэля общеизвестна. Она налицо и в «Дневной красавице». Но своеобразная стилистика и почерк этого мастера подчас сбивают с толку, мешают восприятию картины. Особенно сложно зрителю — приверженцу прямолинейных решений, хотя, казалось бы, мысль ясна: фильм Бунюэля осуждает общество, институт буржуазной семьи и т. д.

Роль Тристаны, несомненно, более значительна. Прочитав сценарий, Катрин Денёв написала режиссёру несколько писем, в которых делилась мыслями о роли. Она знала, что Бунюэлю это будет интересно. Позже Денёв скажет о нём: «Он доверяет актёрам и одновременно нетерпелив. Создаётся впечатление, что тебе предоставлена полная свобода. Но в рамках классической формы его картин нет места для свободы действий».

«Тристана» — экранизация романа в письмах Переса Гальдоса, переосмысленного постановщиком. Действие перенесено из XIX века в конец двадцатых — начало тридцатых годов нашего века, столь памятных Бунюэлю. «Мне предстояло сыграть, — рассказывает актриса, — сначала подростка, затем молодую женщину, наконец, сварливую бабу, озлобленную одноногую калеку». Катрин Денёв точно называет Тристану «обесчеловеченной женщиной». Совращённая опекуном, она несёт всю жизнь печать проклятия. С годами ненависть к опекуну становится смыслом её жизни и логически завершается убийством. Критика справедливо разглядела в «Тристане» решительное осуждение «определённого христианского буржуазного порядка вещей» («Монд»), чему во многом способствовала игра К. Денёв. Ни до, ни после «Тристаны» у неё не было ролей такого размаха, такой драматической силы.

Но тристаны попадаются актрисам раз в жизни... Поэтому в дальнейшем она сыграет мать («В своё удовольствие» Франсиса Жиро, 1984), которая ненароком попадает в жёрнова государственного механизма, стремясь спасти маленького сына. И ещё одну мать, но на сей раз подростка, едва не ставшего жертвой двух бандитов («Место преступления» А. Тешине, 1986). И далее небольшая, но яркая роль эмансипированной журналистки в картине Алена Корно «Форт Саган» (1985). Вне привычного ей амплуа оказалась роль следователя-любителя в картине Ж.-П. Моки «Агент-смутьян» (1987). Синий чулок, музейная дама, Аманда Вебер с головой окунается в расследование убийства племянника, вызывая панику среди тех, кто хотел бы замять дело. Во всех этих фильмах роли не очень захватывают К. Денёв — она как бы снимает в них лишь верхний слой. Что ж, если взять за точку отсчета «Тристану», её можно понять. Актриса часто повторяет, что ждёт роль такого же уровня.

Катрин Денёв

Фото

 

 СодержаниеФанни Ардан

Главная | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив
Из истории французской рекламы

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика