Сандрина Боннер. АКТЁРЫ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО (1988)

(Выпуск 2-й)


Александр Владимирович Брагинский.

Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр». Москва, 1988 год.

Сандрина Боннер. Актёры французского кино, 1988

На тот момент, когда пишутся эти строки (зима 1988 г.), в нашем прокате ещё не было картин с участием этой молодой актрисы. Между тем она занимает уже своё место в кинематографе Франции, и нет сомнения, что нам предстоит увидеть немало фильмов с её участием.

История С. Боннер сродни сказке о Золушке, которая по счастливому велению судьбы нашла своего принца. Таким «принцем» стал для неё режиссёр Морис Пиала. И прежде случалось, что режиссёр находил для главной роли непрофессионала, исходя главным образом из внешних данных, то есть типажности. Бывало, что такая первая роль становилась для этого актёра и последней. Первый успех, да ещё в юности, когда нет способности должным образом оценить свой «триумф», нет критического подхода, может вскружить голову и поразить насмерть. Однако бывает и так, что после первого большого успеха непрофессиональный актёр (или актриса) постепенно набирает «скорость», растёт от картины к картине, то есть становится настоящим профессионалом.

Судьба Сандрины Боннер ещё более показательна, если учесть её социальное происхождение, — бедное детство, так сказать, полную непредназначенность той карьере, которая сегодня стала фактом.

Она родилась в парижском пригороде Нейи 31 мая 1968 года и была седьмым ребёнком. Сегодня у неё пять сестёр и пять братьев. Семья, по вине матери, была, как говорится, неблагополучной. Родители не ладили, дети страдали от этого и старались пореже бывать дома. Конечно, она ходила в школу и была, по собственному признанию, самой нерадивой ученицей в классе. Учиться не любила, сбегала с уроков, бродила по городу, подолгу простаивая перед витринами магазинов. Как известно, в Нейи находится киностудия. Однажды Сандрина увидела объявление: для участия в массовке в фильме «Ла Бум» («Вечеринка») приглашались девушки и парни её возраста. Снялась. Получила гонорар. Затем её пригласили в массовку комедии «Недоразвитые в отпуске»...

Её примеру решила последовать сестра, которая тоже прочла объявление: группа фильма «За нашу любовь» М. Пиала искала исполнительницу на главную роль. Сандрина, уже знакомая со студией, решила проводить сестру. Сидя в сторонке, она наблюдала за ней, не замечая, что сама является предметом пристального внимания со стороны немолодого бородача, листавшего какую-то книгу. С сестрой занимался ассистент. На его вопросительный взгляд бородач отрицательно покачал головой. А потом позвал Сандрину. Та пыталась говорить, что, мол, пришла случайно, но бородач спокойно разглядывал её, не обращая внимания на смущение девушки, любуясь внезапно возникавшими и исчезавшими ямочками на щеках. Не ямочки ли эти окончательно решили судьбу Сандрины Боннер?

Кадр из фильма «За нашу любовь»

Позднее Пиала скажет, что только в тот день понял, — он будет снимать свой фильм. До сих пор всё зависело от одного: найдёт он исполнительницу на роль Сюзанны или нет. М. Пиала понимал, что неопытность — житейская, лицедейская — будет существенным тормозом для 15-летней девушки в работе над образом. Её придётся учить всему, учить быть предельно естественной. Ведь героиня картины Сюзанна не похожа на Сандрину — ни своими отношениями с родителями, ни с друзьями, ни с парнями. Она ещё никого в жизни не любила, а ей предстояло сыграть «постельные» сцены, бунт против отцовской власти, а затем сделать выбор, как это присуще многим героям фильмов Мориса Пиала. Сюзанна — дочь мелкого ремесленника, скорняка, работающего на семейном, так сказать, подряде. У него маленькая мастерская, в которой трудятся жена, сын и швея-мотористка. Девушке плохо в этом доме, где не ладят родители (как и у Сандрины!), и она ждёт лишь того часа, когда сможет с ними распрощаться.

В течение двух лет, которые протекают за полтора часа экранного времени, Сюзанна тщетно ищет достойного любви человека. Ошибается. Разочаровывается. Пока не остановит свой выбор на американце, с которым и уезжает в США. Её отъездом (когда на аэродром её провожает один отец) и заканчивается картина.

Молоденькой Сандрине Боннер — дебютантке без всякой профессиональной подготовки — в фильме «За нашу любовь» удалось, казалось бы, невероятное — создать характер молодой девушки, узнаваемый многими — родителями и детьми. «Свободное» поведение героини не мешает ей сохранять чистоту, а актрисе — удерживаться на грани художественной достоверности, не потакая дешёвому вкусу многих картин о молодёжи. И это большое достижение не только актрисы, но и её режиссёра. Фильм был очень тепло встречен критикой и зрителем, и Сандрина Боннер сразу стала знаменитостью. Она получает премию «Сезар» по разделу «Лучшая молодая надежда французского кино 1983 года». Теперь для неё было крайне важно доказать, что надежда эта — оправдана.

Сначала она соглашается сняться у Марка Анжело в картине «Стрельба вприглядку» (1984), которая не имела успеха, а затем в фильме Жака Ренара «Бланш и Мари» (1985), где Бланш играет Миу-Миу. До сих пор у неё не было партнёрш такого «калибра». Но это не пугает молодую актрису. Миу-Миу, разумеется, может заслонить её, делающую только первые шаги в кино. Да, это опасно, но и крайне интересно. К тому же и роль у неё большая и важная. Как и Бланш (Миу-Миу), Мари, которую играла С. Боннер, — героиня событий, происходящих в годы оккупации Франции. О женщинах — участницах движения Сопротивления — ещё не было фильмов. Используя документальные материалы, постановщик картины решил напомнить об «армии теней», о честных французах, которые сражались с оккупантами, жертвовали жизнью.

Мария приходит в ряды Сопротивления, следуя примеру отца, сначала не очень отдавая отчёт в важности и ответственности своего шага. Но уж потом пойдёт до конца, до победы. Думается, вряд ли кто-то ещё из сверстниц актрисы (а во французском кино тогда успешно работала целая группа молодых актрис 20—22-х лет) согласился бы сыграть такую роль. Может быть, тут сработали «пролетарские гены» С. Боннер — трудно сказать. Но участие в такой ленте позволяет говорить о гражданской позиции. Ведь и режиссёр и актёры в этом фильме знали, что тема Сопротивления — не модная тема во французском кино. Слишком многие французы предпочитают, чтобы им не напоминали об этих годах «горя и жалости» (используя название документального фильма Марселя Офюльса). И действительно, картина прошла по экранам незаметно. Но Сандрина Боннер гордится, что приняла в ней участие.

В том же 1985 году она снялась ещё в одной ленте «Без крова и вне закона» у режиссёра Аньес Варда. Фильм получил главный приз Международного кинофестиваля в Венеции. Это печальная история бродяжки по имени Мона, никому не нужной, всеми отторгаемой и в конце концов умирающей от холода и голода. Фильм был о равнодушии общества к людям, лишённым работы, крова.

Кадр из фильма «Без крова и вне закона»

Он выстроен как ряд рассказов о Моне людей из разных слоёв населения. Они не понимают Мону, но невольно восхищаются ею — её свободой, её пренебрежением условностями, комфортом и т. д. Мона возвышается над этими людьми, выглядит бунтаркой со своей неосознанной программой протеста. Казалось бы, смерть Моны в придорожной яме должна оставить у зрителя чувство печали, но этого не происходит. «Глубинной Франции» с её предрассудками и пошлостью повседневной жизни противостоит «белая ворона». Для свободной человеческой жизни в нынешних условиях нет ни социальных, ни материальных условий, и потому гибель Моны как бы запрограммирована. Эту драму Сандрина Боннер играет, пользуясь очень скупыми выразительными средствами. Мы ни разу не увидим улыбки на её лице — оно такое же серое, как и её одежда. Журнал «Кайе дю синема» написал, что смерть Моны — это её «последняя встреча». Встреча, которая ставит точку на её бессмысленном существовании среди своих антиподов.

Сандрине Боннер было интересно работать над этим сложным образом, доказывая, по словам Аньес Варда, «свой талант, не демонстрируя тело».

Любопытно, что многие участники массовки — непрофессионалы — очень жалели Мону, убеждая Аньес Варда изменить финал. Её просили: «Да дайте же ей пожить с хорошим парнем, не позвольте ей умереть», — на что режиссёр ответила: «Мона уже не может жить, она на последнем витке катушки».

Вероятно, именно эта мысль и была сквозной линией образа. От встречи к встрече Мона всё более теряет интерес к жизни. Она идёт по ней, с каждым шагом приближаясь к той яме, из которой — не исключено — она сама не захотела выбраться. Образ Моны приобретает важный социальный смысл, и в этом большая заслуга молодой актрисы. Её героиня не просто жертва общества — она носитель положительного протеста против законов общества, жить в котором не хочет.

Жюри Венецианского фестиваля, писал журнал «Ревю дю синема», не ошиблось, наградив фильм «о грязной девчонке, не умеющей говорить «спасибо». На фоне всевозможных поделок этот скромный фильм оказался неожиданно социально острым.

Пока на счету Сандрины Боннер не так уж много ролей. Но о ней написано больше, чем о многих других актрисах, уже давно снимающихся в кино. Она действительно заняла своё место в большом актёрском цехе французского кино. И потому не случайно её заявление: «Я не думаю, что на мне отразится тот факт, что я не снимаюсь в коммерческих фильмах».

Такой же некоммерческой была и её недавняя работа у Жака Дуайона в «Пуританке» (1986) и небольшая роль в фильме М. Пиала «Полиция» (1985) и снова у него же в картине «Под солнцем сатаны» (1987), получившей «Гран-при» МКФ в Канне в 1987 году. Об этом фильме уже существует целая литература. Критика единодушно высоко отметила игру С. Боннер в роли Мушетты. Образ бунтарки и жертвы одновременно лишён всякой мистики. Реалистическая, открытая и темпераментная игра актрисы во многом способствовала успеху картины, неординарной на фоне современной продукции.

«Как и Мона, — сказала она однажды, — я, наверное, гордячка». Смелое и честное заявление актрисы, уже сейчас умеющей говорить режиссёрам «нет».

Впрочем, она не только гордячка. Она умна и талантлива. Обладает здравым смыслом, понимая, что всё может измениться, и тогда...

Но в её 20 лет это «тогда» кажется таким далёким!

Сандрина Боннер

Фото

 

Сабина АземаСодержаниеЛино Вентура

Главная | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив
Из истории французской рекламы

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика