СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Четыреста ударов» (сценарий).

Часть 3.

Ребята входят в класс. Рене одним из первых читает на стене стихи Антуана.

— Ого, совсем неплохо для лицеиста!

А н т у а н (нервничая). Дай резинку, я сотру.

Р е н е. Ты всё размажешь. Лучше соскреби ножом. В поисках ножа Рене быстро осматривает одну парту за другой.

Один из учеников, бросаясь к Рене:

— Эй, ты!.. Чего роешься в моей парте?

Р е н е. Ищу ножик.

Тем временем другие ребята собрались вокруг Антуана. Тот нервничает. Просит вполголоса ребят:

— Эй, катитесь отсюда, а то мне опять влетит.

М о р и с е (настойчиво повторяет). Вот это да! Правда, ребята?

А н т у а н. Заткнись!

Возле стихов на стене — толпа, смех.

Наконец Рене приносит Антуану перочинный нож. Но отдать его не успевает. Вошедший в класс учитель останавливается около Антуана. На его лице подозрение. Не перестающий хихикать Морисе и остальные ученики разбегаются. Антуан тщетно пытается загородить собой надпись. Учитель отстраняет его, читает про себя стихи, поворачивается к классу и громко, с злобной иронией говорит:

— Браво, браво! У нас в классе появился новый Ювенал, великолепный продукт средней школы! Он с большим знанием дела рифмует оскорбления, а вот отличить александрийский стих от десятистопного не может. (Понизив голос.) Я тебе покажу «листки»... покажу! Их будет больше, чем у Христа было хлебов, когда он накормил страждущих! (Снова повышает голос.) Во-первых, вы проспрягаете мне к завтрашнему дню предложение... — Понизив голос, приказывает Антуану: — Идите на место и запишите — во всех временах изъявительного, сослагательного и условного наклонения...

Торопливо открыв тетрадь, Антуан записывает задание.

У ч и т е л ь. Все остальные, достаньте ваши тетради для стихов... (Снова диктует Антуану.) «Я уродую стены класса... стены класса и коверкаю... коверкаю французское... французское стихосложение...» Стихосложение — одно слово... (Классу.) Раз уж мы занялись поэзией, то продолжим наши занятия в этой области. (Громко.) «Заяц».

У ч е н и к. Мосье, число писать?

У ч и т е л ь. Число мы всегда пишем. Нечего и спрашивать. Во-вторых... Люано, я обращаюсь к вам... немедленно пойдите к швейцару и принесите всё необходимое, чтобы стереть этот бред!

Показывает на стихи, написанные Антуаном.

А н т у а н. А что принести мосье?

У ч и т е л ь. Тряпку, мыло, что угодно. Иначе, дружочек мой, я заставлю вас вылизать всё это языком!

Мальчик понуро выходит из класса. Учитель подходит к доске и, взяв мел, пишет сначала название стихотворения, затем его первые строчки, произнося их вслух по мере написания.

У ч и т е л ь. «Заяц». «Когда кустарник зацвёл пунцовыми цветами и чёрные кончики моих ушей уже виднелись из зелёной ржи, стебельки которой я грыз, резвясь. Усталый, я спал в своей норке. Меня поймала малютка Марго. Я хочу вырваться...»

А школьники тем временем...

...Ученик по имени Симоно вынимает новую тетрадь и на её обложке старательно выводит: «Тетрадь для стихов». На первой же странице он сажает кляксу. Не задумываясь, вырывает страницу. Начинает писать всё снова — делает ошибку... Снова из тетради вырывается листок...

Так повторяется несколько раз. Вокруг раздаются приглушённые смешки товарищей... Симоно оглядывается... Потом удивлённо разглядывает свою значительно «похудевшую» тетрадку. Его размышления прерывает учитель, который уже несколько секунд пристально смотрит на него.

У ч и т е л ь (с иронией). Что, Симоно, оказывается, листки не только моя слабость?

С и м о н о. Я не виноват, мосье!.. Так получилось...

У ч и т е л ь (иронически). Конечно, как всегда, вы не виноваты. У вас всё само собой получается...

Снова поворачивается спиной к классу и продолжает писать на доске.

...Стараясь остаться незамеченным, входит Антуан, с тряпкой и мылом в руках. Принимается мыть стену.

В классе снова раздаётся шёпот.

У ч и т е л ь. Что там опять происходит?

«Четыреста ударов» (сценарий)

Р е н е. Мосье, мосье, разве на надо «е» на конце слова «encore»?

У ч и т е л ь (оборачиваясь). Вы что, издеваетесь надо мной, Биже?

Р е н е. Что вы, мосье, но в третьей строчке вы не поставили «е» в конце этого слова.

У ч и т е л ь (смягчаясь). Да... Действительно... Ваше замечание вполне законно. Но это не я, а поэт Жан Ришпен опустил «е немое». И он имел на это право. В середине стихотворной строки данное слово можно писать именно так, если вы хотите, чтобы оно состояло только из двух звуковых слогов. (Продолжает писать.) Такой приём называется поэтической вольностью.

Р е н е (лицемерно). Большое спасибо, мосье!

С видом заговорщика он подмигивает Антуану, который тщательно скребёт стену.

У ч и т е л ь. «...Я хочу бежать, но не могу, так я слаб и напуган. Она берёт меня на руки: я в плену...»

В классе слышится бормотание, напоминающее шёпот влюблённых. Подражая мимическим актёрам, некоторые ребята, закинув себе руки на плечи, изображают объятия.

У ч и т е л ь. «...Моя славная хозяюшка очень любила меня».

У ч е н и к. Мосье, у слова «certes» нет «s» на конце.

Р е н е (с издёвкой). Это тоже поэтическая вольность? Да, мосье?

У ч и т е л ь (по-прежнему стоя спиной к классу). Совершенно верно.

Рене делает насмешливый жест.

У ч и т е л ь. «..Она была так добра и так заботлива. Она гладила меня, держа на своих маленьких коленях...»

Глухое бормотание в классе становится громче.

У ч и т е л ь. «...Она целовала меня...»

Дважды совершенно отчётливо раздаётся свист.

В ярости учитель оборачивается:

— Какой дурак свистел?

В ответ — гробовая тишина.

У ч и т е л ь. Я вас предупреждаю: если виновный не сознается, мне придётся быть несправедливым. Может пострадать любой!.. Не так ли, Симоно?

С и м о н о (изображая обиду). Я, мосье, клянусь вам, я...

У ч и т е л ь. Замолчите, не усугубляйте своей вины!

Антуан кончил соскабливать, но результаты его трудов плачевны. В смятении смотрит он на стену, не смея вернуться на своё место.

У ч и т е л ь. Ах, вы ещё к тому же и трусы!.. Хулиганы и трусы!.. Боже мой, какой класс, какой класс!.. Видел я в своей жизни кретинов, но те, по крайней мере, были скромными, вежливыми!.. Сидели себе и помалкивали!

Подходит к Антуану.

У ч и т е л ь. Ну, а вы почему здесь стоите?

А н т у а н. Но, мосье...

У ч и т е л ь (посмотрев на стену). И это называется «стереть»? Да вы только ещё больше намазали, дружочек мой!.. Тем хуже для вас: вашим родителям придётся заплатить за побелку. Идите на место и списывайте стихотворение... О, господи, бедная Франция, что с тобой будет лет через десять!

Усаживаясь на место, Антуан переглядывается с Рене.

Г о л о с  з а  к а д р о м. В тот день, до самого конца уроков, атмосфера в классе оставалась накалённой.

Уроки окончены. Школьники расходятся по домам. Идут домой и Антуан с Рене. Они продолжают начатый разговор.

Р е н е. Да что там говорить... все воруют деньги у родителей.

А н т у а н. Это не всегда так просто!

Р е н е. Держу пари, даже Морисе это делает.

Друзья подходят к Морисе, нацепившему на себя очки для подводного плавания. Появление мальчиков беспокоит Морисе.

Р е н е. Не бойся, Морисе... Нам только нужно кое-что узнать у тебя...

Это Морисе явно льстит.

Р е н е. Ты где купил такие классные очки?

М о р и с е. В магазине возле ратуши.

Р е н е. А деньги спёр у отца или у матери?

Оскорблённый Морисе, пожав плечами, удаляется.

Р е н е. Эй ты, двуличная рожа!.. Может, ты скажешь, что никогда не шаришь у них по карманам?

А н т у а н. И из-за этого подлеца мне сегодня влетело!

Р е н е (кричит). Гад!

А н т у а н. Подлиза!

Свои ругательства ребята сопровождают соответствующей мимикой.

А н т у а н. Подлый Морисе!

Р е н е (очень громко). Дни твои сочтены, Морисе!

Напуганный Морисе исчезает.

Часть 2СодержаниеЧасть 4

Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика