СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Четыреста ударов» (сценарий).

Часть 15.

...Квартира Биже.

Опьяневший кот с трудом передвигается по скользкому плиточному полу.

Не обращая никакого внимания на вошедшую в комнату Душечку, мальчишки громко хохочут.

Д у ш е ч к а. Что вы сделали с Помпоном? (К кошке.) Иди, киса, скорее ко мне.

Но кот убегает.

Душечка, пытаясь его поймать, чуть не падает.

Д у ш е ч к а. Вот до чего вы его довели!.. Что вы с ним сделали?

Она тоже слегка пьяна. Показывая пальцем на Антуана, спрашивает:

— А кто этот молодой человек? Почему он здесь?

Р е н е. Он пришёл ко мне в гости.

Д у ш е ч к а. Он что, из цирка?

Р е н е (не понимает вопроса). Почему?.. Э-э... это приятель...

Д у ш е ч к а. Только одни цыгане мучают животных.

Антуан в ужасе. Рене делает ему успокоительный знак.

Д у ш е ч к а (Антуану). Никогда не трогай животных, милок...

Случайно её взгляд падает на камин. Увидев разбитого коня, она продолжает:

— Даже бронзовых!.. Конь Клаудиона... Так ему и надо! Но тебе за это влетит, Рене... Да ты и сам знаешь.

Р е н е. Да... дело дрянь! Может быть, его спрятать...

Д у ш е ч к а. Он заметит... Это скульптура коня, которого он очень любил. У него было английское имя «Стар оф Аран». Лошадь была такой дорогой, что Клаудион смог купить её только на паях с приятелем.

Показывая на две половинки разбитой статуэтки, Душечка разражается смехом:

— До чего ж смешно!.. Эх, бедняжка Рене! И достанется же тебе от отца!

А н т у а н. Я тоже виноват.

Д у ш е ч к а. А, значит, вы оба виноваты?.. Кстати, я могу починить его. У меня есть специальный клей.

Р е н е. Ой, Душечка, склей нам его!.. Ладно?

Д у ш е ч к а. Только при условии... Вы сходите к бакалейщику — не к итальянцу, а к другому, к тому, что за углом, знаешь?.. И принесёте мне бутылку вина. Я умираю от жажды.

Р е н е. Сделаем!

Антуан и Рене убегают. Душечка кричит им вслед:

— За ваш счёт, конечно!

И значительно тише добавляет:

— И не говорите, что это для меня.

Антуан. Скажи, Рене, «Стар» — это значит «звезда»?.. Должно быть, лошадь была очень хороша!

Р е н е. А ты думал? Потому-то у нас и нет теперь ни копейки!

 

В квартиру Биже входит Жюльен.

Л ю а н о (в дверях). Прошу прощенья, мадам... Сегодня воскресенье... Но я думал, что как раз в этот день смогу застать вас дома... и, может быть... через вашего сына...

Д у ш е ч к а. Его нет дома, он с отцом пошёл на скачки.

Л ю а н о. Последний раз в школе Рене был вместе с моим сыном.

Д у ш е ч к а. Та-ак, та-ак... Но это его дело... Не правда ли?

...С бутылкой вина возвращаются Рене и Антуан. Увидев спину Жюльена, мальчики останавливаются. Их успевает заметить Душечка.

Л ю а н о. Да, конечно... Но если вы что-нибудь знаете...

Д у ш е ч к а. Я кое-что знаю. Войдите.

Не закрывая за Жюльеном двери, Душечка знаками показывает мальчикам, чтобы они поднялись на следующий этаж.

Д у ш е ч к а. Видите ли... Понимать — значит любить.

Л ю а н о. Простите?

Д у ш е ч к а. Вы достаточно любите своего сына?

Л ю а н о. Но, мадам...

Д у ш е ч к а. Зачем вы пытаетесь избежать ответа? Спросите свою совесть. Вспомните, всегда ли, когда детская душа, жаждущая ласки, тянулась к вам, словно подсолнух к солнцу, вы откликались на её зов?

Л ю а н о. Его детская душа! Если бы вы знали этого субчика!

Д у ш е ч к а (рассмеявшись). Люано?

Л ю а н о (взбешённый). А-а! Знаете?! Да-да, именно его!

Д у ш е ч к а. Да, знаю его. Когда я его видела в последний раз...

Л ю а н о. Вы помните, когда это было?

Д у ш е ч к а. Должно быть, на прошлой неделе... Было ясно, что этому ребёнку несладко живётся. У него такой удручённый вид.

Л ю а н о. Угрюмый у него вид! Свои штучки он всегда выкидывает исподтишка. И не без помощи вашего сына, к тому же.

Д у ш е ч к а. Сына я воспитываю так, как считаю нужным. И надо сказать, что он чувствует себя отлично.

Л ю а н о. Тем хуже для вас, мадам.

Д у ш е ч к а (направляясь к двери). Больше мне нечего добавить.

Л ю а н о. Раз вы не хотите мне ничего сказать, я иду в полицию и заявляю, что ребёнок пропал.

Д у ш е ч к а. Что посеешь, то и пожнёшь!

Разъярённый Жюльен уходит. Мальчики спускаются по лестнице в квартиру Биже и там вместе с матерью Рене весело хохочут.

 

Квартира Биже.

Мосье Биже в своей комнате читает конноспортивный журнал. Время от времени он делает какие-то пометки.

Г о л о с  п о  р а д и о. По-видимому, у Феи Мелузины есть все шансы завоевать приз Лютиков, если она будет в хорошей форме и если дорожка не испортится... В первом заезде скачет несколько жеребят двухлеток с прекрасной родословной. Учитывая данные лошадей и порядок жеребьёвки, мы считаем, что Персона Грата 506 и Клавише 512 могут быть претендентами на приз.

И, наконец, в основном гандикапе1 на приз Фуйез, из длинного списка участников нам хочется выделить Ромовую Бабу 701 — лошадь очень выносливую, привыкшую к большим дистанциям, с жокеем тяжёлого веса. Из аутсайдеров2 заслуживает внимания Вволю виски 715.

1 Заезд, в котором участвуют лошади разных возрастов и достоинств. (Прим. пер.)

2 Лошадь на скачках, не входящая в число претендентов на приз. (Прим. пер.)

Д и к т о р. Мы передавали комментарии Жана Варанжа. А теперь послушайте сообщение Отдела помощи семьям по розыску при Министерстве внутренних дел, улица Сюссе, 11... Антуан Люано, тринадцати с половиной лет, 18 ноября этого года убежал из родительского дома в Париже. Его приметы: волосы тёмные, глаза карие, небольшого роста, походка быстрая. Одет в поношенную куртку с серо-голубой отделкой и короткие вельветовые брюки. На шее шерстяной шарф в клетку. В случае обнаружения мальчика просим сообщить в полицейский участок 9-го округа или в Отдел помощи семьям по розыску. Анжу-28-30. Пост 835.

Мосье Биже выключает радио, встаёт и начинает расхаживать по комнате. Вынимает из ящика бумаги. Зовёт сына:

— Рене!

Р е н е (входя). Что, папа?

М о с ь е  Б и ж е. Эту комедию надо кончать.

Р е н е. Какую, пап?

М о с ь е  Б и ж е. Во-первых. У тебя в дневнике не моя подпись.

Р е н е. Я не хотел огорчать тебя своими отметками... Тебе хватит неприятностей с Душечкой... Она же не подписывает бумагу...

М о с ь е  Б и ж е. Это к делу не относится... Впрочем, если бы ты проявил немного больше ловкости... ну, скажем, столько же, сколько обнаружил, когда сочинял вот это письмо к своему директору и писал его моим почерком... она бы, наверное, подписала.

Р е н е. Она и слушать не хочет.

М о с ь е  Б и ж е. Итак, я узнал из письма, что взял тебя из школы... Что ж, будем логичны: я начинаю подыскивать тебе работу.

Р е н е. Нормально.

М о с ь е  Б и ж е. И, наконец, с меня хватит неприятностей из-за твоего подпольного жильца...

Р е н е. Но, пап...

М о с ь е  Б и ж е. Ты воображаешь, что я идиот... Сигары, исчезавшие бутылки (берег с камина статуэтку), разбитый и бездарно склеенный Стар... Кончай всё это... Его разыскивает полиция, и я не желаю, чтобы эти мосье совали сюда свой нос. Я имел с ними дело в те времена, когда это делало мне честь!.. Будешь постарше — поймёшь... А теперь это может только компрометировать. Если твой приятель сегодня же вечером отсюда не уйдёт, мне, к великому сожалению, придётся самому заявить о нём в полицию.

 

Возле сквера, где играют дети, остановились Антуан и Рене.

Р е н е. Главное, мы уже знаем, чего мы хотим...

А н т у а н. У моего отца на работе есть одна...

Р е н е. Отлично, только не надо дрейфить.

А н т у а н. Ты хочешь попробовать сам?

Р е н е. Я же там ничего не знаю!

А н т у а н. Зато ты умеешь обходиться с полицейскими.

Р е н е. Я умею обходиться с деньгами.

А н т у а н. Если бы мы могли её продать...

Р е н е. Знаешь, лучше отнести в ломбард...

А н т у а н. О! Молодец!

Р е н е. А ты знаешь, где остановка такси, которые идут за город?

А н т у а н. Не вообще за город, а к морю.

Р е н е. Почему именно к морю?

А н т у а н. Потому что я никогда не видел моря.

Часть 14СодержаниеЧасть 16

Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика