СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
«Четыреста ударов» (сценарий).
Часть 19.
Исправительный дом.
Вместе с группой других мальчиков Антуана проводят во двор исправительного дома. Он держится немного особняком.
Какой-то высокий мальчик кричит:
— Эй, смотрите, новенькие приехали!
Толпа ребят окружает новичков. Градом сыплются вопросы.
П е р в ы й м а л ь ч и к. За что тебя закатали?
В т о р о й м а л ь ч и к. А тебя?
П е р в ы й м а л ь ч и к. Дал маху в одном деле...
В т о р о й м а л ь ч и к. Ну, а я... завяз там в одной истории!
Т р е т и й м а л ь ч и к. Подумаешь! Тайны какие-то... А мне нечего скрывать — воровал колеса от автомобилей...
В т о р о й м а л ь ч и к. Один?
Т р е т и й м а л ь ч и к. Нет, со старшим братом. Он рецидивист. Год уже отсидел. У него адвокат и всё прочее.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Подумаешь... адвоката всем дают.
Т р е т и й м а л ь ч и к. Фига два! А у него — свой. Он каждый раз, как влипнет, звонит адвокату. Он его клиент... А ты за что попал?
В т о р о й м а л ь ч и к. За бродяжничество.
П е р в ы й м а л ь ч и к (презрительно). Только-то?
В т о р о й м а л ь ч и к. Да оно особое.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Вот, братцы, насмешил!
В т о р о й м а л ь ч и к. Заткнись, понял?.. Гак пришлось...
Грозный вид Второго мальчика заставляет Первого значительно сбавить тон.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Ладно, ладно... я пошутил!
Т р е т и й м а л ь ч и к (Антуану). А ты за что?
А н т у а н (как можно более лихо). Я увёл пишущую машинку.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Ну и балда!.. У всех машинок номера. Наперёд было ясно, что ты завалишься.
К разговаривающим подходит ещё один парнишка с характерной для исправительного дома внешностью.
В н о в ь п р и б ы в ш и й. А у моего отца несколько судимостей.
П е р в ы й м а л ь ч и к. А у тебя никто не спрашивает...
Г о л о с з а к а д р о м. Судя по письмам Антуана, у исправительного дома было много общего со школой... с казармой... и с летним лагерем.
Быстрая смена кадров:
...Занятия в классе. На доске написано: «Разница между президентом и монархом»...
...По свистку ребята строятся...
...Воспитатель проводит беседу. Вокруг него сидят мальчики.
К группе мальчиков подходит воспитатель.
В о с п и т а т е л ь. Люано, через пять минут пойдёшь к педологу.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Ты знаешь, куда идти?
Т р е т и й м а л ь ч и к. Мы тебя проводим.
Все окружают Антуана. Дают советы, указания. Учат, как надо держать себя, что говорить.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Если она уронит карандаш — подними, но не смотри на её ноги. А то запишут в дело.
В т о р о й м а л ь ч и к. А я своё дело знаю наизусть. Как-то ночью я всё его переписал!
Т р е т и й м а л ь ч и к. Если она тебя спросит, любишь ли давить насекомых, смотри, не говори, что любишь.
В т о р о й м а л ь ч и к. У меня написано, что я неустойчивый психомоторный тип с порочными наклонностями.
П е р в ы й м а л ь ч и к. Брешешь... Развратных отправляют в Шеврефёй.
В т о р о й м а л ь ч и к. Потом она покажет тебе три картинки: на первой — переезд на другую квартиру, на второй — нищета, на третьей — человек в тюрьме.
А н т у а н. Да ну вас!.. Отстаньте вы от меня.
Отходит от ребят.
В т о р о й м а л ь ч и к. Он тронутый, этот тип. (Антуану.) Имей в виду, если будешь плохо отвечать, как раз угодишь в сумасшедший дом.
П е р в ы й м а л ь ч и к. А там тебя загонят за 38-ю параллель... вот тогда узнаешь!
День. Кабинет педолога.
Педолог — молодая и довольно привлекательная женщина в очках. Она всё время курит, зажигая одну сигарету за другой. Увидя входящего Антуана, приветливо говорит:
— Входи, входи, не бойся... А главное — не думай, что ты на экзамене. Здесь нет ничего похожего. Мне просто хочется с тобой познакомиться... Тебя зовут Антуан Люано, тебе тринадцать с половиной лет, да? (Никакого ответа.) Отвечай, по крайней мере, да или нет.
А н т у а н (еле слышно). Да.
П е д о л о г. Начнём с картинок... Скажи, что здесь нарисовано? Смотри хорошенько, спокойно.
В кадре картинка — старик, одетый в стиле 900-х годов, везёт тележку.
А н т у а н. Не знаю.
П е д о л о г. У тебя хорошее зрение?
А н т у а н. Да.
П е д о л о г. Очень хорошо... А на этой?
Показывает картинку — благородный отец семейства с дочерью чинно сидят на скамейке в саду.
А н т у а н. Я не знаю.
П е д о л о г. Да нет же, ты знаешь... Или ты хочешь здесь просидеть целый день?..
А н т у а н. Опять нищета.
П е д о л о г. И только?
А н т у а н. Да.
П е д о л о г. Ну, хорошо... А кто на этой картинке?
Показывает Антуану изображение заключённого.
А н т у а н (после долгого раздумья). Преступник.
Немного позже. Та же комната. Те же лица. Очень быстро Антуан считает:
— Один, пять, три, ноль, девять, четыре.
П е д о л о г. Восемь, семь, три, пять, ноль, шесть.
А н т у а н (повторяет). Восемь, семь, три, пять, ноль, шесть.
П е д о л о г. Семь, три, ноль, шесть, два, девять, девять.
А н т у а н. Семь, три, ноль, шесть, два, девять, девять.
П е д о л о г. Прекрасно. Теперь тебе надо будет повторить фразу.
Слушай внимательно. (Читает.) «Метро дешевле, чем омнибус... — прости, — автобус». Повторяю: «Метро дешевле, чем автобус. Билет стоит всего (на листке написано два су, педолог мысленно исправляет) двадцать франков. Забавно видеть в Париже за рулём женщин шофёров такси».
На губах Антуана появляется едва заметная насмешливая улыбка. Педолог заметила эту улыбку, но по-прежнему спокойно говорит:
— Повтори.
А н т у а н. Метро дешевле, чем омнибус...
Теперь Антуан рисует. Педолог внимательно следит за ним. Антуан протягивает ей рисунок.
В кадре — рисунок Антуана. Можно предположить, что это он сам, его мать и отец.
П е д о л о г. Спасибо... А теперь я прочту тебе несколько рассказов. После каждого ты должен будешь ответить на мой вопрос... Ты меня слушаешь?
А н т у а н (рассеянно) Да.
П е д о л о г. «Три птички — папа, мама и их маленький птенец — спят в гнезде на ветке».
Воображение Антуана всё это рисует в виде мультипликации. Педолог продолжает:
— «Но вот поднимается сильный ветер. Он раскачивает дерево, и гнездо падает на землю. Все три птички сразу просыпаются. Папа быстро взлетает на сосну, мама — на другую...» А что делает птенчик? Он уже немножко умеет летать!
А н т у а н. Он использует этот момент, чтобы сбежать к приятелю.
П е д о л о г. Хорошо... Другой рассказ... (Роется в своих бумагах.) «Мальчик приходит из школы. Мама говорит ему: не садись пока за уроки, я должна сообщить тебе новость». Что мама скажет мальчику?
А н т у а н. Иди в магазин.
У гадалки сидит Жильберта. Гадалка «изучает» её руку.
Г а д а л к а. ...Вы нервничаете... А вы успокойтесь, сосредоточьтесь... Вам нужно изменить образ жизни... Да, да, конечно, вас мучает чувство неудовлетворённости... Но подходящий ли сейчас момент для перемен?
М а д а м Л ю а н о. Я как раз затем и пришла, чтобы это узнать.
Г а д а л к а. Я вижу благоприятную перемену. Это точно.
М а д а м Л ю а н о (счастлива). Правда?
Г а д а л к а. Но не сразу... О, нет... Надо уметь ждать. Пока ещё я вижу затруднения... Вижу где-то даже решётку... А за решёткой кого-то близкого вам.
М а д а м Л ю а н о. Это мой сын.
Г а д а л к а. Но это не страшно. И если вы всё предоставите судьбе, для него всё кончится благополучно.
М а д а м Л ю а н о. А про того человека... Что, вы думаете?... Как я должна поступить?..
Словно бы раздумывая, одновременно и утверждая и спрашивая, гадалка говорит:
— Материально это не так уж плохо...
М а д а м Л ю а н о. Да... пожалуй, так оно и есть... Это не то, что мой муж.
Г а д а л к а. Конечно, материальная сторона это существенно... Только... действительно ли он дорожит вами?
М а д а м Л ю а н о. Если б я это знала!
Г а д а л к а. Мне кажется, он циник.
М а д а м Л ю а н о. Правда?
Г а д а л к а. Этому человеку хочется лишь приятно провести время... а сердца у него нет.
М а д а м Л ю а н о. Значит, вы думаете... что... мой муж...
Г а д а л к а. Оставайтесь пока с ним... пока... с тем, с другим, не станет всё ясно... Тогда снова придёте ко мне...
В кабинете педолог всё ещё беседует с Антуаном.
П е д о л о г. А почему ты отнёс обратно машинку?
А н т у а н. Я не мог её продать... и не знал, что с ней делать... я испугался. Не знаю почему. Просто так...
П е д о л о г. Скажи, ты, кажется, украл у своей бабушки десять тысяч франков?
А н т у а н. Она меня позвала к себе... у неё был день рождения... Ну и вот, она старенькая... ест мало... всё равно деньги ей все не истратить. Она скоро умрёт... они останутся... Я знал, где она их прячет... ну и стащил... я думал, что она не заметит. Она и не заметила... в тот же день подарила мне хорошую книжку... А это мать... у неё привычка шарить по моим карманам. Я положил брюки на постель вечером... а она, конечно, когда вернулась, деньги и вытащила. На другое утро их не было в кармане... А потом всё заводила со мной разговоры, ну и заставила сознаться, что я украл их у бабушки. Тогда она отняла у меня бабушкину книгу. А когда потом я попросил её только почитать, оказывается, она её продала!
П е д о л о г. Родители говорят, что ты всегда лжёшь.
А н т у а н. Конечно, вру, но не всегда. А когда я им говорил правду, они всё равно не верили. Тогда я решил, что уже лучше всегда врать.
П е д о л о г. Почему ты не любишь свою мать?
А н т у а н. Сначала я жил у кормилицы... потом у них не стало денег, они меня отдали бабушке... а бабушка была старенькая и вообще... она больше не могла держать меня у себя... тогда я стал жить у родителей... мне было уже восемь лет... ну нот... и я сразу увидел, что она меня не очень-то любит... замечания мне делает просто так, из-за разных пустяков... И ещё... когда они с отцом ссорились, я раз услыхал... что я родился, когда мать... вообще... когда я родился, у неё не было мужа... А когда они с бабушкой один раз поругались... я ещё узнал, что она... хотела аборт сделать... и я родился только из-за бабушки.
П е д о л о г. А что ты думаешь об отце?
А н т у а н. Ну... отец-то... он ничего... только он трус... он же знает, что мать его обманывает,., но боится сцен... и молчит... дескать, пускай будет как есть.
П е д о л о г. Ты уже спал с женщиной?
А н т у а н. Нет! Ни разу... но я знаю ребят, которые... они ходили... и мне сказали, что если до зарезу охота — иди на улицу Сен-Дени... Я пошёл один раз... и спросил там у девушки... а она как давай на меня ругаться! Ну, я струсил и убежал... Я приходил ещё несколько раз, но только не входил... а стоял на улице... Один раз меня заметил какой-то парень... Он спросил: «Чего ты здесь околачиваешься?» Это был марокканец. Ну, я ему объяснил... а он мне говорит... он уже, наверное, знал таких девушек... потому что говорит: «Я знаю тут одну, молоденькую, она...» — ну, знаете, такая, которая с мальчиками и всё такое... он повёл меня в гостиницу, где она жила... да только её не было дома... мы ждали-ждали... и час, и два... она всё не шла и не шла... Ну я и смылся!
А н т у а н выходит из кабинета педолога. Его тут же окружают ребята. С интересом спрашивают:
П е р в ы й м а л ь ч и к. Ну что, заставляла она тебя рисовать дерево?
В т о р о й м а л ь ч и к. Видел её ножки?
Т р е т и й м а л ь ч и к. Угощала сигаретой?..
Часть 18 | Содержание | Часть 20 |