СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Под крышами Парижа» (сценарий). Часть первая.

(Запись по фильму В. С. Колодяжной, Е. С. Макской)

Музыка.

«Под крышами Парижа» (сценарий)

Затянутое тучами серое, низкое небо. И на фоне этого неприветливого неба тонкие печные трубы. Из одной валит дым.

...С полосатого тента, натянутого над кафе, потоками стекает дождь. На мостовой огромные лужи...

Торопливо пробегают прохожие.

В музыке явственно слышен стук дождевых капель.

...Вот столкнулись две толстые дамы. Их зонты сцепились. Дамы яростно спорят; обе, видимо, доказывают свою правоту. Из-за зонтов видны только жестикулирующие руки. Наконец дамы расходятся в разные стороны.

...Стоя в подъезде, двое молодых людей с интересом наблюдают за этой сценой. Смеются, смотрят вслед дамам, переглядываются. Это — Альбер и Луи. Альберу лет двадцать пять, у него живой характер, симпатичное открытое лицо. Луи немного моложе, не так обаятелен, как Альбер, несколько флегматичен.

Друзья пережидают дождь. То один, то другой поглядывает на небо.

Нет, дождь не кончается. И хотя спешить некуда, это стояние в подъезде им изрядно наскучило. Луи ленивым жестом перекладывает свой плащ на плечо Альбера. Пусть и он подержит. Но Альбер не хочет, чтобы его эксплуатировали, и снова водворяет плащ на плечо Луи...

И опять скучают друзья, глядя на дождь, на торопливо бегущих мимо людей, на дверь в кафе, которое находится на другой стороне улицы, как раз напротив.

Из кафе выходят двое. Первым идёт Фред — высокий, франтовато одетый мужчина лет тридцати, с красивым, но очень наглым лицом. За ним — Билль, невысокий человек с незначительной внешностью, в мятом костюме. На голове у него поношенная шляпа, в руках кожаный саквояж.

Фред, очевидно, куда-то посылает Билля, а тот мнётся и, видимо, отказывается. Это раздражает Фреда. Он энергично подталкивает приятеля. Ясно, Фред привык, чтобы его беспрекословно слушались, и не любит церемониться. Билль знает это и в конце концов подчиняется. Рассерженный Фред что-то кричит ему вслед.

А из кафе в это время выскакивает маленький лопоухий человечек. Подбежав к Фреду, он что-то говорит, возбуждённо жестикулирует, указывает вслед Биллю. Лопоухий явно недоволен, что Фред связался с Биллем. Словно злая маленькая собачка, он прыгает возле Фреда.

 

Луи и Альбер наблюдают за ними из своего подъезда

 

Наконец Фреду надоели вопли и поучения лопоухого: сильный удар, и щуплый человечек летит на мокрую мостовую. Он угрожающе приподнимается, но Фред быстрым движением суёт правую руку в карман пиджака, где явственно вырисовывается револьвер. Лопоухий вскакивает и боком-боком убегает. Фред с довольной усмешкой вынимает руку из кармана

 

Альбер и Луи многозначительно переглядываются...

Из глубины подъезда, где они стоят, появляется хорошенькая черноглазая девушка лет восемнадцати. Она вынуждена остановиться, так как молодые люди загородили ей дорогу.

Приятели видят девушку, понимают, почему она смотрит на них, но с притворным равнодушием созерцают небо, всем своим видом показывая, что якобы не замечают её. Оба с трудом сдерживают улыбку, а незнакомка, сообразив, что это маневр, также начинает рассматривать небо. Тогда парни её разглядывают.

«Под крышами Парижа»

На жаргоне, явно не известном девушке, Альбер говорит:

— Эта девочка не из болтливых.

На том же жаргоне Луи отвечает:

— Не таращь так гляделки.

Девушка (её зовут Пола) чувствует, что речь идёт о ней. Подавив улыбку, она отвечает им по-румынски какой-то звучной фразой.

Друзья попали впросак: они тоже не поняли ни слова. Молча смотрят на Полу, потом друг на друга.

— Вы говорите по-французски? — спрашивает Альбер незнакомку.

Не отвечая, Пола поднимает воротник и, с опаской поглядывая на небо, выбегает на дождь. Альбер бросается за ней: он твёрдо решил познакомиться с красоткой. Но Луи останавливает его и пытается сам побежать за Полой. Альбер хватает его за рукав.

 

Перебегая улицу, Пола оглядывается. Она понимает, что друзья спорят из-за неё... Посмеиваясь про себя, она бежит дальше. Какой-то прохожий с интересом смотрит на неё. Остановившись возле кафе под навесом, девушка стряхивает с себя дождевые капли.

 

А Луи и Альбер продолжают свой спор. По их жестам видно, что они стараются умалить достоинства друг друга. Спор переходит в шутливую драку. Наконец молодые люди замечают, что стоят под дождём.

Схватив Луи за лацканы пиджака, Альбер втаскивает его в подъезд. С неменьшей силой спор продолжается и там.

 

Из-под навеса кафе за Полой следит Фред.

Да и как не обратить внимания на девушку? Она очень мила в своём тёмном пальто, в модной, глубоко сидящей на голове шляпке с вишенками. Небольшая чёлка и локоны придают ей кокетливый вид.

Внимательно присмотревшись к Поле, Фред подходит к ней, но она не обращает на него внимания. Достав из сумки пудреницу и с улыбкой поглядывая через дорогу на Альбера и Луи, девушка пудрится.

Фред снова оценивающим взглядом с ног до головы осматривает Полу. Она нравится ему всё больше и больше.

 

Альбер говорит:

— Не можем же мы идти за ней оба. Лучше...

 

Девушку забавляет ссора друзей, и она, засунув руки в карманы, с независимым видом издали следит за ними. Фред не спускает с неё глаз: видимо, он не привык стесняться с женщинами.

Наконец Пола почувствовала это настойчивое разглядывание. Как и подобает порядочной девушке, она хмурится.

— Вы ждёте кого-нибудь, мадемуазель? — спрашивает её Фред.

— А вам какое дело! — неприветливо отвечает она.

Но от Фреда не так-то легко отделаться. Он атакует её новым вопросом:

— Вы родились в Париже?

— Нет.

— На Монмартре? — невозмутимо продолжает Фред.

— В Румынии, — сухо говорит Пола.

— А, Румыния, — понимающе восклицает Фред. Но тема, касающаяся этой страны, для него исчерпана...

С притворной строгостью Пола отворачивается от него.

 

Между тем Альбер предлагает прибегнуть к своему любимому способу решения сложных вопросов:

— ...Давай разыграем её!.. Кто выиграет, тот и пойдёт за ней!

И, не раздумывая больше, он вынимает из кармана игральные кости.

 

Пола не обращает на Фреда никакого внимания. Её занимает происходящее напротив, и она по-прежнему, лукаво улыбаясь, следит за друзьями.

Но Фред считает, что знакомство уже состоялось. Он действует более решительно:

— Пойдёмте со мной в кафе. Не будете же вы стоять здесь и мокнуть под дождём?!

Не дожидаясь согласия, он берет Полу под руку и открывает дверь. Пола резко выдёргивает руку. Она не привыкла, чтобы с ней так обращались.

— Нет, — говорит она.

— Нет?.. — Фред искренне удивлён.

 

А в подъезде, присев на корточки, Альбер и Луи бросают кости. Они поглощены решением своего спора.

Выиграл Альбер. Он шутливо толкает Луи. Потеряв равновесие, тот садится на пол. Не обращая больше внимания на приятеля, Альбер вприпрыжку выбегает из подъезда.

 

Надув губки, стоит Пола. Фред продолжает её уговаривать. Неожиданно он обнимает девушку за плечи и уводит в кафе. Дверь за ними захлопывается как раз в тот момент, когда к кафе подходит Альбер...

С мрачным видом Альбер стоит перед закрытой дверью... Подошедший Луи сочувственно покачивает головой. Несколько секунд оба уныло смотрят на дверь...

Луи предлагает Альберу не мокнуть зря под дождём, ведь на сегодняшний вечер девушка всё равно потеряна... Прикрыв друга краем своего плаща, он уводит его.

...Улица опустела... По-прежнему идёт дождь.

 

Солнечный день. По ясному небу плывут лёгкие белоснежные облака. Откуда-то издали доносится песенка «Под крышами Парижа». Слов пока ещё разобрать нельзя, звучит лишь мелодия, полная лирики и тихой грусти...

Крыши домов то с прямыми, то с коленчатыми трубами.

Окна мансард.

Снова трубы и крыши... Из одной трубы валит дым. Сквозь него, словно через вуалевую занавеску, мы видим узкую, как колодец, улицу. Справа и слева облупленные фасады домов бедного парижского квартала.

«Под крышами Парижа»

Яснее и громче голоса поющих «Под крышами Парижа». В тупике на мостовой небольшая кучка людей. Они разучивают эту песенку. Кто-то аккомпанирует им на аккордеоне.

Под крышами Парижа,
В комнатке Нини
Они теперь целуются...
Когда вам двадцать лет
И расцвела весна,
Любите, не теряя мгновенья...

Старательно поёт разноголосый хор.

Прозрачный воздух,
Лазоревое небо...

На поющих никто не обращает внимания. Все заняты своими повседневными делами: чем-то торгует лотошник, спешат куда-то прохожие, подметает улицу консьерж.

В дверях одного из домов стоит Пола. На ней модное пальто с пелеринкой, модная шапочка. В руках, украшенных дешёвыми браслетами, светлая сумочка из бисера. Хотя Пола и нарядилась, идти ей, по-видимому, некуда. Она никого здесь не знает.

Мимо неё, заложив руки в карманы, не спеша проходит Билль. Он направляется к поющим.

Она сказала «нет»,
Но потом отдалась...

Пола выходит из подъезда и тоже подходит к хору. Останавливается позади немолодой женщины и юноши, которые поют с увлечением.

Увидев кого-то среди поющих, Пола кокетливо улыбается... В кадре Альбер. Он стоит с нотами в руках, поёт и дирижирует хором:

Как и всегда,
Под крышами Парижа
Победила любовь.

Альбер обращается к хору:

— Браво!.. Теперь уже хорошо... Повторим последний припев ещё разок, все вместе, чтобы было ещё лучше!..

Аккордеонист начинает играть вступление. Оглядывая присутствующих, Альбер размахивает пачкой нот.

— Ноты у всех есть? — спрашивает он. Никто не отвечает ему.

— Тогда внимание!.. Хор!..

Подаёт знак и со всеми вместе поёт:

Под крышами Парижа,
Для Нини большая радость.
Удалось ей вновь
Обрести дорогое прошлое...

...Консьержка дома, из которого вышла Пола, высунувшись из окна привратницкой, слушает песню. На тротуаре остановились женщины. Они тоже слушают.

Ты сказал теперь:
Что бы ни было,
Мы поженимся.
Всё меняется.

...Фасад этого же дома. Как раз над подъездом, в окне висит на верёвке бельё. Оно всё сдвинуто в одну сторону. В комнате у окна стоит мальчик лет тринадцати. Он чем-то кидается в толпу.

В окне следующего этажа — какой-то нервный, немолодой господин всем своим видом показывает, что он с трудом переносит хор и его терпение скоро лопнет.

Ещё этажом выше двое влюблённых, обнявшись, молча слушают песню.

Забудь о том, что было,
И обними меня!

Им сейчас, видимо, близки эти слова. Они с улыбкой переглядываются.

А над ними окошко, выходящее на покатую крышу. Это комнатка Полы.

В кадре — трубы и крыши.

Звучит песня:

И Нини простила...
Счастье поселилось
Под крышами Парижа.
Так бывает в жизни...

...Альбер с нотами в руках.

— Прекрасно, — говорит он, обращаясь к хору. И, улыбаясь кому-то, добавляет:

А вы хорошо пели...

Вдруг он видит Билля, который стоит рядом с толстой, немолодой дамой, одетой хотя и несколько неряшливо, но не без кокетства. Дама вынимает из большого ридикюля засаленный потрёпанный кошелёк и долго роется в нём, отыскивая мелкую монетку.

А, ты здесь... — говорит Альбер, подходя к Биллю, и шутливо хлопает его по животу.

Билль отвечает ему сдержанным пожатием руки. Альбер протягивает ему ноты, но Билль лишь поводит плечами. Дама протягивает Альберу монетку и, взяв ноты, старательно прячет кошелёк в ридикюль.

Билль внимательно следит за тем, что она делает. Его явно интересует сумка дамы.

Аккордеонист продолжает наигрывать мелодию песни. Альбер обходит всех, предлагая ноты. Проходит мимо двух девушек, те переглядываются, кокетничают с ним.

Вот пожилая женщина. Она стоит вместе с дочерью и внучкой... Всё это бедные, плохо одетые люди.

Альбер подходит к Поле, которая улыбается ему, как старому знакомому. Он протягивает ей ноты. Пола поспешно вынимает из сумочки монету, чтобы расплатиться, но Альбер говорит:

— Нет, нет, мадемуазель, но вы будете петь вместе с нами... Хорошо? Ну, маэстро, начнём!

Запевает:

Когда ей было двадцать лет,
Старенькая мать
Сказала нежно:
Тут, в убогой комнатке
Тяжко я трудилась.
Вырастить тебя —
Нужны были деньги...

Не раскрывая нот, Пола серьёзно смотрит на поющего Альбера. Она понимает, что он поёт для неё. Лукаво посматривая на девушку, Альбер произносит:

С каждым днём
Ты всё больше понимала...

Вдруг на лице Альбера появляется беспокойство. Он видит, как рука Билля осторожно тянется к ридикюлю толстой дамы, которая смотрит в ноты и ничего не замечает вокруг.

Что такое счастье,
Любовь моя!

Альбер вытягивает шею, пытаясь увидеть, что делает Билль. А тот с постным выражением лица раскрывает ридикюль и осторожно погружает туда свою руку.

Под крышами Парижа
Крошка Нини,
Можно жить счастливо.

Продолжая петь, Альбер медленно направляется в ту сторону, где стоит Билль. Уже издали он знаками предлагает ему уйти.

Увлечённо поёт толстая дама.

Мы здесь одни.
Люди не замечают,
Как становятся
Ближе друг другу...

Жесты Альбера беспокоят Билля: он боится, что они привлекут внимание поющих.

Вынув свою руку из ридикюля дамы, он начинает усиленно теребить мятый галстук, бросая умильные взгляды на Альбера. Увидев, что решительных мер Альбер не принимает, Билль хочет возобновить попытку.

Пока ты меня любишь,
Мне ничего не надо...
Живя с матерью,
Ты не знала горя.

Альбер смотрит на него в упор. Он ни на секунду не спускает глаз с Билля.

Дама, с улыбкой на круглом, немолодом лице самозабвенно распевает:

Вот так, в наших сердцах,
Подобно цветку...

«Под крышами Парижа» (сценарий)

Не обращая больше внимания на приятеля и продолжая петь, Билль спокойно вытаскивает из ридикюля дамы кошелёк. Глядя на Альбера, он подбрасывает кошелёк в руке и, усмехнувшись, прячет в карман. На лице Билля лукавство и полное удовлетворение. Теперь он вместе со всеми увлечённо поёт:

Под крышами Парижа
Расцветает счастье.

Билль считает, что должен вознаградить Альбера за молчание. Вынув из кармана монету, он протягивает её Альберу. Тот несколько мгновений колеблется, но потом решительно берет деньги. Начинает второй куплет:

Однажды, не смущаясь,
Один красивый парень...

Альбер подаёт Биллю ноты и кивком головы приказывает ему убраться отсюда. Билль не спеша удаляется.

Совсем, как бывает в песнях,
Наговорил ей комплиментов
И опьянил словами:
«Нини, клянусь тебе,
Не в этом добродетель.
Я люблю тебя, будь моею,
Скажи, что ты согласна...»

Альбер продолжает следить за Биллем, который остановился за спиной Полы. С независимым видом посматривая по сторонам, Билль подпевает:

Под крышами Парижа
В комнатке Нини
Они теперь целуются...
Когда вам двадцать лет
И расцвела весна,
Любите, не теряя мгновенья...

Пола увлечена пением. Изредка она с улыбкой взглядывает на Альбера. Билль поёт и в то же время изучает содержимое расстёгнутой бисерной сумочки, висящей на руке у Полы. Пока ещё Билль держит руку в кармане, но видно, что это стоит ему немалых усилий. Однако приступить к делу он не решается.

Прозрачный воздух,
Лазоревое небо.

Альбер глазами приказывает Биллю уйти. Но тот притворяется, что ничего не замечает: глупо уходить, когда есть такая возможность поживиться... Он умильно смотрит на сумочку. Тогда Альбер пытается привлечь внимание Полы к сумочке. Жестами он показывает, что надо её закрыть. Но Пола не понимает, что означает его жестикуляция. Перестав петь, она с недоумением смотрит на него.

Она сказала «нет»,
Но потом отдалась.

Наконец поняв в чём дело, Пола с улыбкой закрывает сумочку и снова с увлечением поёт:

Как и всегда,
Под крышами Парижа
Победила любовь.

Билль укоризненно смотрит на Альбера. Он обижен его поведением, считает, что это не по-товарищески.

Альбер торжествует. Злорадно поглядывая на Билля, он с весёлой улыбкой поёт печальный куплет:

Но потом,
Забыв свои клятвы,
Возлюбленный
Бессердечно её покинул.
Бедная Нини
Горько плакала.
Но однажды вечером
В дверь постучали...
Это был он.

Уязвлённый Билль жестом успокаивает Альбера: уж, ладно, мол, так и быть, он не тронет сумочки Полы.

Теперь Альбер по-настоящему отдаётся песне:

Он умолял Нини:
«Дорогая, я виноват.
Прости меня,
Ведь я же люблю тебя».

Однако Билль не таков, чтобы упустить подобный случай... Он снова тянет руку к сумочке. Стоящая рядом женщина случайно оборачивается. Билль быстро прячет руку и с невинным видом смотрит по сторонам.

С увлечением поёт Альбер:

Под крышами Парижа
Для Нини большая радость.
Удалось ей вновь
Обрести дорогое прошлое...
Ты сказал теперь:
«Что бы ни было,
Мы поженимся.
Всё меняется...»

Вдруг Альбер замечает, что рука Билля снова приближается к бисерной сумочке и осторожно открывает её.

Сам Билль вплотную придвинулся к Поле, делая вид, что заглядывает в её ноты.

А Пола так поглощена пением, что не видит энергичных знаков Альбера. Он с тревогой следит за манипуляциями Билля. Стараясь привлечь внимание Полы, Альбер изо всех сил выкрикивает слова песни:

«Забудь о том, что было,
И обними меня!»

А Билль в это время вытаскивает деньги из сумочки Полы. Сумочка остаётся открытой.

Лукаво поглядывая на Альбера, Билль прячет деньги в нагрудный карман и удовлетворённый удаляется. Он идёт за спинами поющих, не обращая больше внимания на Альбера, который не спускает с него глаз.

И Нини простила...
Счастье поселилось
Под крышами Парижа,
Так бывает в жизни.

Альбер рад, что песня наконец допета. Скороговоркой он объявляет:

— Дамы и господа! Сеанс окончен. Аккордеонист будет продавать ноты.

Быстро сунув ноты в руки сидящего рядом слепого аккордеониста в тёмных очках, он убегает.

Зрители расходятся.

 

Стоя в дверях соседнего дома, Билль считает украденные у Полы деньги. Подошедшая консьержка подозрительно смотрит на него и выпроваживает на тротуар. Он прячет деньги в карман.

И как раз в этот момент подбегает Альбер. Схватив Билля за отвороты пиджака, он трясёт его, сердито говоря:

— Послушай, негодяй, я же запретил тебе обкрадывать моих клиентов!!

— А собственно почему?

— Я не хочу, чтобы меня приняли за твоего сообщника.

— Подумаешь...

— Отдай деньги девушки!

Билль старается оттолкнуть Альбера, но тот не отпускает его. Они дерутся.

К дверям подходит обкраденная Биллем дама. Увлечённые дракой, они не видят, что загородили ей вход. Дама хочет обойти их справа, но они в этот момент бросаются вправо. Дама идёт налево, но они уже оказались там. Дама сердито требует, чтобы её пропустили.

Драчуны расступаются. Дама проходит, бросив на них уничтожающий взгляд. Альбер снова хватает Билля, пытаясь вытащить у него деньги Полы.

 

Из углового дома выходит Фред. Навстречу ему идёт Пола. Фред здоровается с ней и на правах старого знакомого обнимает её за плечи. Девушка кокетливо улыбается ему. Фред указывает ей на раскрытую сумочку.

Пола видит, что деньги исчезли; она огорчена, растеряна... Фред спрашивает, где Пола была. Девушка показывает в направлении тупичка, в котором только что разучивали песенку.

Она снова перебирает содержимое сумочки, смотрит на мостовую... Денег нигде нет. Фред понимает, что это работа кого-нибудь из его приятелей. Предложив Поле подождать его, он уходит.

 

Наконец, изловчившись, Альбер выхватывает из нагрудного кармана деньги и бежит разыскивать Полу.

 

По улице идёт Фред. Увидев бегущего Альбера, бросает на него подозрительный взгляд.

Подбежав к Поле, Альбер незаметно кидает деньги возле неё. Пола всё ещё роется в своей сумочке.

Альбер разыгрывает перед девушкой целую сцену... Подняв деньги, он протягивает их ей. Может быть, это она потеряла? Пола узнает свои деньги. Альбер показывает, что нашёл их здесь, возле неё, на мостовой. Пола недоумевает: как же она не заметила...

Благодарит Альбера, мило ему улыбается.

 

Опечаленный Билль стоит у скобяного магазинчика. Для безопасности кошелёк толстой дамы он перекладывает в свою засаленную шляпу.

Не спеша к нему подходит Фред. Лицо его не предвещает ничего хорошего. Билль робко протягивает руку. Фред пожимает её. и, не говоря ни слова, снимает с головы Билля шляпу, вынимает из-за подкладки кошелёк, молча кладёт его в карман, а шляпу возвращает.

Инстинктивно Билль пытается защитить своё достояние, но одного движения Фреда достаточно, чтобы он сник.

В полном недоумении, растерянный, стоит Билль.

 

А в это время Альбер весело беседует с признательной ему Полой. Со скромным видом, как и подобает джентльмену, он принимает её благодарность.

К ним подходит Фред и, не обращая внимания на Альбера, протягивает Поле кошелёк. Та ничего не понимает. Фред объясняет, что это тот кошелёк, который у неё пропал. Пола удивлена: её деньги нашёл вот этот молодой человек... Альбер подтверждает.

Пожав плечами, Фред кладёт кошелёк себе в карман. По-прежнему игнорируя Альбера, он обнимает Полу за плечи и чуть ли не силой уводит. Та лишь успевает бросить взгляд через плечо.

Поражённый таким оборотом дела стоит Альбер.

 

К Альберу подходит разъярённый Билль. Толкает Альбера, засовывает к нему в карман руку, надеясь обнаружить там деньги.

С силой ударив его по руке, Альбер показывает на уходящую Полу: деньги уже отданы... Билль наскакивает на Альбера. Опять начинается потасовка.

И вдруг всё резко меняется. Альбер обнимает Билля и дружески похлопывает его по плечу.

Объясняется всё очень просто: невдалеке появляется полицейский. Его заинтересовало слишком бурное объяснение приятелей. А те, обнявшись, отходят от полицейского подальше... И... ссора вспыхивает с прежней силой.

О сценарии «Свобода, равенство и братство»СодержаниеЧасть 2

Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика