СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО


| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |

Бельмондо, Жан-Поль

Жан-Поль Бельмондо

БЕЛЬМОНДО (Belmondo) Жан-Поль (Jean-Paul) (Нёйли-сюр-Сен, 1933), французский актёр. Сын скульптора Поля Бельмондо и художницы. После беспокойных школьных лет (школа на улице Барбюса, школа в Эльзасе, лицей Луи-Ле-Гран - здесь Бельмондо увлекался боксом и оставался его любителем ещё долгое время) Бельмондо прельщает карьера актёра, и он прослушивается (не слишком успешно) у Андре Брюно. После дебюта на сцене в начале 50-х (в роли Принца в спектакле «Спящая красавица», с которым труппа выступала в парижских больницах) он готовится к поступлению в Консерваторию на курс к Раймону Жирару и в 1951 проходит по конкурсу. 1 июля 1956 покидает стены этого учебного заведения: жюри отметило молодого актёра лишь похвальным листом 1-й степени за роль в спектакле Фейдо «Любовь и пианино» и листом 2-й степени за «Плутни Скапена».

Благодаря роли Мишеля Пуакара в фильме «На последнем дыхании» он переживает быстрый взлёт и переходит в ранг звёзд, оттесняя своих коллег с титров заглавных ролей, одновременно представляя публике критика и режиссёра Ж.-Л. Годара. Среди ролей этого периода можно отметить работы в фильмах: «На двойной оборот» (др. «На двойной поворот ключа», К. Шаброль, 1959) и «Взвесь весь риск» (др. «Раскалённый асфальт», К. Соте» 1959 1960).

Появившись вместе с движением «новая волна» и став одним из его символов, Бельмондо изменяет традиционный образ любовника. Внешние и физические данные, а также техника игры, позволяют смешивать жанры. Он играет трагедию как комедию - с развязанностью, цинизмом и в то же время с искренностью, присущей новому романтизму - розовому или чёрному, о приходе которого заявил Лоран Терзиев в фильме «Обманщики» (М. Карне, 1958), где уже снимался и Бельмондо. Кажется, что он может сыграть всё. До 1963 работал во Франции и Италии с такими крупными режиссёрами, как Альберто Латтуада («Письма послушницы» / др. «Послушница», 1960), Питер Брук («Модерато Кантабиле» / др. «7 дней - 7 ночей», 1960), Мауро Болоньини («Ла Виачча» / др. «Ла Вьячча», 1961), Витторио де Сика («Чочара», 1960), Филипп де Брока («Картуш», 1961), Жан-Пьер Мелвиль («Леон Морен, священник», 1960 1961; «Стукач», 1963 1962; «Фершо старший» / др. «Старший Фершо», 1963). Перечень работ Бельмондо настолько велик, что его уже тогда сравнивают с Хэмфри Богартом, Джеймсом Дином, Джеймсом Кэгни, Жаном Габеном, Мишелем Симоном. Уникальные физические данные, утверждающие новые каноны обаяния и красоты, позволяли ему играть героев изначально хрупких, но обладающих необузданной жизненной силой, и сделали Бельмондо уникальной звездой харизматического типа.

Но со временем актёр начинает слишком часто выставлять напоказ свою созидательную непосредственность. Кажется, что она становится поверхностной и застывает как «знак качества». Знаменитость позволяет Бельмондо всё чаще вмешиваться в различные области производства фильмов: сценаристы, диалогисты, режиссёры подбираются по принципу родства душ, склонные вечно использовать опробованные на публике модели, а не искать что-то новое. Фильм «Безумный Пьеро» (Ж.-Л. Годар, 1965) представляет, с этой точки зрения, последнее дерзновение актёра. Десять лет спустя, после провала фильма «Ставиский» (др. «Стависки», А. Рене, 1974), он вовсе отказывается от всякого эксперимента. Поведение Бельмондо иногда критикуется, а его продюсерская деятельность («Серито фильм») сравнивается (и не в его пользу) с деятельностью его соперника Алена Делона. Бельмондо претендует на звание общенародной звезды и начиная с 1964 регулярно работает с режиссёрами (Филипп де Брока, Анри Вернёй, Жорж Лотнер) и актёрами («группа Бебеля»), помогающими ему создавать стереотип, варианты которого представляют собой довольно весёлые, но беззубые перепевы нескольких основных ролей, сыгранных в первые годы его карьеры («Взвесь весь риск», «Картуш», «Вор»). Поочерёдно то полицейский, то гангстер, одновременно хулиган, соблазнитель, анархист, поборник справедливости, Бельмондо воплощает упрощённые, консервативные ценности порядка, агрессивной мужественности, даже добродушного хамства. Очевидно, что публика узнаёт себя в его персонажах, судя по успеху фильмов: «Доктор Пополь», «Наследник», «Чудовище», «Полицейский или бандит», «Паяц» или «Профессионал».

Бельмондо стал автором автобиографии «Тридцать лет и двадцать пять фильмов» (1963). Он занимал пост президента профсоюза французских актёров с 1963 по 1966. В 1987 вновь вышел на сцену в спектакле «Кин» (постановка Робера Оссейна).

В 2011 году на 64-м кинофестивале в Каннах Жан-Поль Бельмондо удостоился «Почётной Золотой пальмовой ветви». В 2016 году на Венецианском кнофестивале Жан-Поль удостоился премии «Золотой лев за карьеру» - за совокупность кинематографических достижений.

Мишель Морган, Жерар Ури, Алиса Саприч, Луи де Фюнес и Жан-Поль Бельмондо

Мишель Морган, Жерар Ури, Алиса Саприч, Луи де Фюнес и Жан-Поль Бельмондо. На спектакле «Оскар». 1971 год.

Фильмы:

Жан-Поль Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо в фильмах (1957-1963): «На последнем дыхании» (фото "A"), «Послушница» (фото "B"), «Леон Морен, священник» (фото "C"), «Ла Вьячча» (фото "D").

 

Жан-Поль Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо в фильмах (1964-1977): «Страх над городом» (фото "A"), «Зовите меня "О"!» (фото "B"), «Стависки» (фото "C"), «Вор» (фото "D").

 

Жан-Поль Бельмондо

Жан-Поль Бельмондо в фильмах (1978-1987): «Кто есть кто» (фото "A"), «Игра в четыре руки» (фото "B"), «Авантюристы» (фото "C").

IMDb: nm0000901.



Главная | Опросы | Литература | Словарь | Трейлеры | Поиск

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика