СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Френей, Пьер
ФРЕНЕЙ (Fresnay) Пьер (Pierre) (настоящая фамилия Лауденбах, Laudenbach) (Париж, 1897 - Нёйли-сюр-Сен, 1975), французский актёр. Невысокого роста, но великолепно декламирующий тирады из прозы и поэзии, принципиальный по натуре и пылкий до крайностей (любовь к Ивонне Прентам переворачивает всю его жизнь), он долгое время считался одним из великих актёров французского кино. Однако сегодня уже очевидно, что его игра была искусственной, невыразительной и крайне театральной. Немое кино уже с 1915 заявляет о нём: «Сначала - Франция» (др. «Вначале Франция», А. Пукталь, 1915), «Парижские тайны» (Шарль Бюрге, 1922), «Чёрный алмаз» (др. «Чёрный бриллиант», Андре Югон, 1922), «Маленький Жак» (Лан и Роле, 1923 1924), «Рокамболь» (др. «Первое оружие Рокамболя», Шарль Модрю, 1924). Звуковое кино эксплуатирует чёткую и чеканную дикцию, интеллигентный голос. Он сразу же получил возможность сыграть роль Мариуса в трёх экранизациях Паньоля («Мариус», 1931; «Фанни», 1932; «Сезар», 1936), где успех актёра почти равнозначен успеху Рэмю. Он много снимается, и даже Хичкок приглашает его на ключевую роль в фильме «Человек, который слишком много знал об этом» (др. «Человек, который слишком много знал», 1934). Роль достаточно короткая, но он берёт своё в фильме «Мадемуазель доктор» (др. «Мадемуазель врач», Г. Пабст, 1937), находясь в одном ряду со звёздами, и особенно в фильме «Великая иллюзия» (Ж. Ренуар, 1937), где с изящной надменностью бросает реплики в адрес Габена и Строгейма. Приблизительно в то же время он тщательно отрабатывает роль в фильме «Шери-Биби» Гастона Леру, а также героя одного из фильмов Мато. В 1939 разделяет с Ивонной Прентам, ставшей идеальной партнёршей, триумф, сопутствующий фильму «Три вальса» (Л. Берже). Картина «Поединок» (др. «Дуэль», 1940 1941), вызвавшая лишь досадное разочарование, показала, что профессия режиссёра-постановщика для Френея останется без будущего. Напротив, его пребывание во время оккупации на киностудии «Континенталь» было ознаменовано лучшими ролями: ироничный и нравоучительный детектив в фильмах: «Последний из шести» (Г. Лакомб, 1941) и «Убийца живёт в 21 номере» (др. «Убийца живёт в доме... No 21», А.-Ж. Клузо, 1942); галлюцинирующий художник в фильме «Рука дьявола» (М. Турнёр, 1943) и, особенно, роль сдержанного доктора Жермена в фильме «Ворон» (Клузо, 1943). После войны его престиж подтверждает выход фильмов: «Господин Винсен» (др. «Месье Венсан», М. Клош, 1947), «На большом балконе» (др. «На балконе», А. Декуэн, 1949), «Парижский вальс» (М. Ашар, 1950), «Бог нуждается в людях» (Ж. Деланнуа, 1950), которые подчёркивают вкус Френея к композиции, но все более обнаруживают наигранность его искусства. Вместе с фильмами Лео Жоаннона («Монах-расстрига» / «Расстрига», 1954; «Человек с золотыми ключами» / «Человек с золотым ключом», 1956; «Столько потерянной любви», 1958) и Жиля Гранжье («Старики и старуха» / «Старая гвардия», 1960) приходит закат его карьеры. Он понимает это и посвящает себя сцене. Театральная карьера развивается блестяще, начиная с воплощения героев-любовников в произведениях Муссе до романов Монтерлана; он чередует репертуар «Комеди Франсез» с бульварными пьесами, при этом не забывая о Дидро и Поле Валери.
После «Старой гвардии», спустя восемь лет снялся в нескольких телевизионных фильмах.
Френей лауреат и номинант нескольких зарубежных кинопремий и призов, в том числе и американских. При этом в национальных кинофестивалях, премиях он никак не отметился.
Фамилия актёра встречается, как Френе.
Пьер Френей.
Пьер Френей в фильме «Мариус» (1931).
Пьер Френей в фильме «Великая иллюзия» (1937).
Пьер Френей в фильме «Убийца живёт в 21 номере» (1942).
Жюльен Берто и Пьер Френей в телевизионной постановке «Идея фикс». 1969
Пьер Френей в фильмах: «Призрачная тележка» (1939, фото "A"), «Убийца живёт в 21 номере» (1942, фото "B"), «Безумная девственница» (1928, фото "C").
Пьер Френей в фильме «Большой начальник» (1951, фото "B").
IMDb: nm0294382.