СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Л'Эрбье, Марсель

Марсель Л'Эрбье

Л'ЭРБЬЕ (L'Herbier) Марсель (Marcel) (Париж, 1888 - Париж, 1979), французский кинематографист. Его дед был архитектором; отец, директор крупного транспортного предприятия, был одновременно судьёй коммерческого суда и советником Министерства внешней торговли. Изучив право и филологию, Л'Эрбье продолжил образование в Высшей школе общественных наук, затем увлёкся гармонией и техникой исполнения. Опубликовал в печати несколько своих мелодий. Долго выбирал между музыкой и дипломатией. В период с 1911 по 1913 дружил с Морисом Лебланом, Риччиото Канудо, Жоржеттой Леблан, Морисом Метерлинком и под их влиянием увлёкся литературой. Критика, поэзия, театр - вот сфера его интересов до начала первой мировой войны. Освобождённый от военной службы в 1915 он добровольно поступил в армию. В 1917 его зачислили в армейскую кинематографическую службу. Тем временем Мюзидора уговорила его посмотреть фильм «Должностное преступление» (Сесиль Б. Де Миль, 1915). До этого он презирал кино, но теперь увлёкся, чему способствовали и встречи с Луи Деллюком, Евой Франсис, Эмилем Вюийермо. Написав в 1917 два сценария - «Поток» и «Завиток», - приступил к съёмкам фильма «Фантазмы» (1918), который ему не удалось закончить. По заказу Главного управления по пропаганде снял свой первый фильм «Роза-Франция» (др. «Роз Франс», 1919). Это была эстетская лента, слишком патриотичная, но статичная, сплошь состоящая из символических кадров, которые пластически разворачивались на экране. В это время он опубликовал главный труд своей жизни «Гермес и тишина» (1918), свидетельствовавший о глубоком постижении сущности и новизны седьмого искусства. Хотя, по его мнению, кино и не является искусством (но должно им стать). Это новый, неизвестный и необъятный язык, созданный для того, чтобы разговаривать с массами; он опровергает традиционное представление об искусстве. На практике же Л'Эрбье, воспитанный на культуре конца века, символисткой литературе, декадентской поэзии, оказался неспособным создать кино, соответствующее его теории. Чтобы быть «популярным», часто ребячился, и современность, которую он пытался изобразить (декорации Малле-Стивенса, Фернана Леже, костюмы Поля Пуаре, Клода Отан-Лара, сценарии Пьера Мака Орлана, кубистские полотна, музыка Дариуса Мило), нашла отражение лишь во внешней стороне его творчества.

С 1920 по 1928, снимая для кинокомпании «Гомон», потом для своей собственной компании («Синеграфик», 1923-1928), Л'Эрбье становится образцом первой волны авангарда. Фильм «Эльдорадо» (1921) - своего рода шедевр,предвосхитивший жанр «каммершпиле» (камерного кино). Мастерское использование средств кино: света и тени, искажений, размытости контуров изображения, двойной композиции - позволило наглядно передать психологическое состояние героев, моральную атмосферу мест событий, неистовство драмы. Последовавшие затем ленты гораздо более амбициозны, наполнены блестящими, но разрозненными находками («Красавица без сердца» / «Бесчеловечность» / «Бесчеловечная», 1924 и «Деньги», 1929 1928), завершавшие период немого кино). С приходом звука Л'Эрбье отказался от всяких приёмов авангардизма. Два одинаково выгодных аспекта выделяются теперь в его деятельности: «русская» серия, часто не лишённая очарования, напоминающая о «русской школе» Монтрея; и серия патриотической, военной, морской и колониальной тематики, которая своим националистическим и мелкобуржуазным вызовом, с годами ставшим кричащим, сделала из Л'Эрбье одного из самых политизированных французских режиссёров того времени. Накануне второго мирового конфликта фильм «Сердечный приступ» (др. «Сердечный союз», 1939), посвящённый истории франко-английской дружбы, оказал превосходный мобилизующий и просветительский эффект. После фильма «Комедия счастья» (1940-1942), где форма главенствует над содержанием, он снял изысканный и утонченный фильм «Фантастическая ночь» (1942), поддержав тем самым направление поэтического бегства от действительности (Мельес и музей Гревена, постсюрреалистские тайны), характерное для французского кино времён оккупации. В 1943 Л'Эрбье организовал IDHEC (Институт высшего кинематографического образования). В послевоенный период его кинематографическая карьера постепенно идёт на спад. С 1952 по 1973 увлечённо работал на ТВ.

Марсель Л'Эрбье

Марсель Л'Эрбье. Выпуск N°78, из серии "Кино сегодня". 1973.

Фильмы:

Марсель Л'Эрбье

Марсель Л'Эрбье.

IMDb: nm0478303.


Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика