СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Л'Эрбье, Марсель
Л'ЭРБЬЕ (L'Herbier) Марсель (Marcel) (Париж, 1888 - Париж, 1979), французский кинематографист. Его дед был архитектором; отец, директор крупного транспортного предприятия, был одновременно судьёй коммерческого суда и советником Министерства внешней торговли. Изучив право и филологию, Л'Эрбье продолжил образование в Высшей школе общественных наук, затем увлёкся гармонией и техникой исполнения. Опубликовал в печати несколько своих мелодий. Долго выбирал между музыкой и дипломатией. В период с 1911 по 1913 дружил с Морисом Лебланом, Риччиото Канудо, Жоржеттой Леблан, Морисом Метерлинком и под их влиянием увлёкся литературой. Критика, поэзия, театр - вот сфера его интересов до начала первой мировой войны. Освобождённый от военной службы в 1915 он добровольно поступил в армию. В 1917 его зачислили в армейскую кинематографическую службу. Тем временем Мюзидора уговорила его посмотреть фильм «Должностное преступление» (Сесиль Б. Де Миль, 1915). До этого он презирал кино, но теперь увлёкся, чему способствовали и встречи с Луи Деллюком, Евой Франсис, Эмилем Вюийермо. Написав в 1917 два сценария - «Поток» и «Завиток», - приступил к съёмкам фильма «Фантазмы» (1918), который ему не удалось закончить. По заказу Главного управления по пропаганде снял свой первый фильм «Роза-Франция» (др. «Роз Франс», 1919). Это была эстетская лента, слишком патриотичная, но статичная, сплошь состоящая из символических кадров, которые пластически разворачивались на экране. В это время он опубликовал главный труд своей жизни «Гермес и тишина» (1918), свидетельствовавший о глубоком постижении сущности и новизны седьмого искусства. Хотя, по его мнению, кино и не является искусством (но должно им стать). Это новый, неизвестный и необъятный язык, созданный для того, чтобы разговаривать с массами; он опровергает традиционное представление об искусстве. На практике же Л'Эрбье, воспитанный на культуре конца века, символисткой литературе, декадентской поэзии, оказался неспособным создать кино, соответствующее его теории. Чтобы быть «популярным», часто ребячился, и современность, которую он пытался изобразить (декорации Малле-Стивенса, Фернана Леже, костюмы Поля Пуаре, Клода Отан-Лара, сценарии Пьера Мака Орлана, кубистские полотна, музыка Дариуса Мило), нашла отражение лишь во внешней стороне его творчества.
С 1920 по 1928, снимая для кинокомпании «Гомон», потом для своей собственной компании («Синеграфик», 1923-1928), Л'Эрбье становится образцом первой волны авангарда. Фильм «Эльдорадо» (1921) - своего рода шедевр,предвосхитивший жанр «каммершпиле» (камерного кино). Мастерское использование средств кино: света и тени, искажений, размытости контуров изображения, двойной композиции - позволило наглядно передать психологическое состояние героев, моральную атмосферу мест событий, неистовство драмы. Последовавшие затем ленты гораздо более амбициозны, наполнены блестящими, но разрозненными находками («Красавица без сердца» / «Бесчеловечность» / «Бесчеловечная», 1924 и «Деньги», 1929 1928), завершавшие период немого кино). С приходом звука Л'Эрбье отказался от всяких приёмов авангардизма. Два одинаково выгодных аспекта выделяются теперь в его деятельности: «русская» серия, часто не лишённая очарования, напоминающая о «русской школе» Монтрея; и серия патриотической, военной, морской и колониальной тематики, которая своим националистическим и мелкобуржуазным вызовом, с годами ставшим кричащим, сделала из Л'Эрбье одного из самых политизированных французских режиссёров того времени. Накануне второго мирового конфликта фильм «Сердечный приступ» (др. «Сердечный союз», 1939), посвящённый истории франко-английской дружбы, оказал превосходный мобилизующий и просветительский эффект. После фильма «Комедия счастья» (1940-1942), где форма главенствует над содержанием, он снял изысканный и утонченный фильм «Фантастическая ночь» (1942), поддержав тем самым направление поэтического бегства от действительности (Мельес и музей Гревена, постсюрреалистские тайны), характерное для французского кино времён оккупации. В 1943 Л'Эрбье организовал IDHEC (Институт высшего кинематографического образования). В послевоенный период его кинематографическая карьера постепенно идёт на спад. С 1952 по 1973 увлечённо работал на ТВ.
Марсель Л'Эрбье. Выпуск N°78, из серии "Кино сегодня". 1973.
Фильмы:
- «Фантазмы» (короткометражный, 1918, не завершён)
- «Роза-Франция» (др. «Роз Франс», 1919)
- «Возвращение в лоно семьи» (др. «Отчий дом», короткометражный, 1919)
- «Карнавал истин» (1920)
- «Морская душа» (др. «Человек открытого моря», 1920)
- «Вилла "Судьба"» (1921)
- «Эльдорадо» (1921)
- «Прометей-банкир» (
19221921) - «Дон Жуан и Фауст» (1922)
- «Воскресение» (1923, не завершён)
- «Красавица без сердца» («Бесчеловечность» / «Бесчеловечная», 1924)
- «Покойный Матиас Паскаль» (
19251926) - «Головокружение» (1926)
- «Дьявол в сердце» (
19281927) - «Деньги» (
19291928) - «Ночи принца» («Княжеские ночи» / «Цыганские ночи»,
19301929) - «Дитя любви» (1930)
- «Женщина ночи» (др. «Женщина на одну ночь»,
19311930) - «Тайна жёлтой комнаты» (
19311930) - «Аромат духов дамы в чёрном» (др. «Аромат дамы в чёрном», 1931)
- «Ястреб» (1933)
- «Скандал» (1934)
- «Авантюрист» (1934)
- «Счастье» (
19351934) - «Царская дорога» (др. «Имперская дорога», 1935)
- «Армейское дежурство» (др. «Вооружённая стража», 1935)
- «Новые люди» (1936)
- «Дверь в открытое море» (др. «Дверь простора», 1936)
- «Крепость тишины» (1937)
- «Огненные ночи» (1937)
- «Должностное преступление» (др. «Вероломство», 1937)
- «Адриенна Лекуврёр» (др. «Адриен Лекуврер», 1938)
- «Огненная земля» (
19381939) - «Царская трагедия» («Трагедия империи» / «Распутин», 1938)
- «Сердечный приступ» (др. «Сердечный союз», 1939)
- «Дикая бригада» (1939)
- «Смешная история» (1941)
- «Комедия счастья» (1942, снят в 1940)
- «Фантастическая ночь» (1942)
- «Досточтимая Катрин» (др. «Добродетельная Катрин»,
19421943) - «Жизнь богемы» (1945, снят в 1942)
- «Наугад» («Маленько счастье» / «Ради маленького счастья», 1946)
- «Дело об ожерелье королевы» (1946)
- «Бунтовщица» (др. «Восстание», 1948)
- «Последние дни Помпеи» (др. «Конец Помпеи», 1950)
- «Отец мадемуазель» (1953, совместный с Робером Полем Даганом)
Марсель Л'Эрбье.
IMDb: nm0478303.