СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Клер, Рене

Рене Клер

КЛЕР (Clair) Рене (René) (настоящая фамилия Шомет, Chomette) (Париж, 1898 - Париж, 1981), французский кинематографист. Родился и вырос в квартале Оль, оживлённая ночная жизнь и дневная красочность которого с детских лет оставили в его душе неизгладимый след. Он учился в лицеях Монтеня и Луи Великого, что предопределило его литературное призвание. Освобождённый от военной службы, он записался в армейскую медицинскую часть. Глубоко потрясённый ужасами войны, высказал своё смятение в двух сборниках стихов, оставшихся неопубликованными. Сотрудничая с журналом «l'Intransigeant», стал одним из первых знатоков творчества Марселя Пруста. Дамия, для которой он написал несколько удачных песен, приводит его в кино, где Клер по-началу интересуется лишь танцовщицами и щедрыми гонорарами. Взяв псевдоним Рене Клер, он невыразительно сыграл роли у Лойе Фюллера («Лилия жизни», 1920), Фёйада («Сиротка», «Паризетта», 1921) и Якова Протазанова («Смысл смерти», «За ночь любви», 1921). С 1922 Клер становится критиком в «Paris-Journal» и «Théâtre et Comœdia illustrés» - роскошном издании на Елисейских полях с репутацией высшей инстанции современного искусства. (Он объединит в 1951 свои тексты, острые и лирические, в сборнике «Совершенное размышление».) Брат Анри Шомет, который был старше Рене на два года, познакомил его с Жаком де Баронселли, ассистентом которого он становится на время съёмок четырёх фильмов. Баронселли должен был помочь в его первом опыте «Женевьева де Брабан», но эта бельгийская работа осталась незавершённой. Тогда он представил Клера продюсеру Анри Диаман-Берже. Последний доверил ему съёмки фильма «Париж уснул» (1924). В это же время в театре на Елисейских полях Франсис Рикабья и Эрик Сати поставили дадаистский балет «Релакс». Нужно было чем-то занять публику в антракте, и они пригласили Клера: так появился фильм «Антракт» (1924), который дал основание определить кино Клера как принадлежащее французского авангарду. Несмотря на то что фильм «Париж уснул» появился на экранах позже, ярлык «авангардное кино» вполне применим и для него. Клер попадает в первую волну авангарда благодаря своим изысканиям по стилю и артистическим способностям; во вторую-благодаря близкому к дадаизму и сюрреализму мировосприятию. К примеру, в съёмках конструкции Эйфелевой башни (фильм «Париж уснул») больше истинного сюрреализма, чем в некоторых фильмах, формально принадлежащих к «школе». Наконец, с третьим авангардом Клер роднит поэтическая чуткость по отношению к реальности (фильма «Башня»). Он распространил этот авангардизм на всё, чего касалось его творчество: поэзия больше не принадлежит только элите, она становится популярной без всякой утраты своего величия.

Клер, написавший сценарии ко всем своим фильмами и до появления звукового кино занимавшийся их монтажом, одним из первых вносит в кино авторское видение. Создавая свой мир, сотканный из светлой фантазии, оптимизма, нежности и всепроникающего гедонизма, он задался целью отдать все богатства и почести за счастье простых людей, за самые незначительные сентиментальные приключения. Он задумал очаровать и обмануть наивную простушку, в душе которой всегда дремлет ожидание счастья. Он перенёс приёмы родоначальников французской школы, среди которых Мельес, Зекка, Фёйад, Макс Линдер, в современность, в это новое искусство, проникающее во все сферы жизни 20-х; объединил всё самое наивное и простодушное с рафинированным и изощрённым. Позаимствовал у американцев - Гриффита, Чаплина, Китона - уроки сентиментального юмора. Он задумывал свои фильмы как постоянную дань уважения первым шагам кино, где преобладало движение, чувство ритма, вкус к неисследованному; одним словом, «чудесное варварство искусства», говорившее невнятно лишь потому, что было великолепно и безумно молодо. Поскольку «истинное кино не рассказывает о себе», он выстраивал его из парадоксов. В фильмах: «Соломенная шляпка» и «Двое робких» превратил речь и театральные постановки Лабиша в безмолвные ритмы и картинки. С фильмами: «Под крышами Парижа», «Миллион» и «Свободу нам!» (др. «Наша свобода») в кино приходит звук, и он преобразует теперь уже ритмы и картинки в фильм-оперетту, кинематографический балет и анти-театр.

Лазарь Меерсон, Рене Клер и Жорж Орик
Лазарь Меерсон, Рене Клер и французский композитор Жорж Орик. 1932.

В 1925 опять же с помощью своего брата познакомился с Жаком Фейдером, пригласившим его в компанию «Альбатрос», пожалуй, единственную, где до прихода звукового кино поддерживался высокий уровень кинематографии. Именно здесь началась совместная работа (на протяжении съёмок десяти фильмов) с декоратором Лазарем Меерсоном и оператором Жоржем Периналем, принёсшая всем троим навыки профессионализма и известность. С периода, когда немое кино стало вытесняться звуковым, имя Клер постоянно ассоциируется с именами таких великих мастеров, как Гриффит, Чаплин, Пабст, Эйзенштейн. С ним сотрудничали Анатолий Луначарский и Вл. Маяковский. Парижская «тетралогия» Клера заставила всех полюбить заразительный мифологический образ Парижа (в меньшей степени это можно сказать и о другом классике французского кино Марселе Паньоле, который опоэтизировал Прованс). Даже остро-сатирический и анархистский фильм «Свободу нам!» (др. «Наша свобода»), который обращается к общественным проблемам, равно как и картина «Трёхгрошовая опера», предвосхищают современную тематику и остаются лукавыми защитниками простого человеческого счастья.

После провала фильма «Последний миллиардер», в котором стилистика единодушия и сентиментальности обнаруживает свои изъяны, а карикатура на диктаторов претендует - не без оснований на актуальность, Клер покидает родину и выезжает сначала в Германию, а затем в США. Казалось, что фильм «Чистый воздух», начатый в 1939 и тотчас заброшенный, мог бы сориентировать Клера в сторону неореалистического кино, черты которого настойчиво прорывались в его предвоенном творчестве.

Вдали от Парижа вдохновение Клера не истощается, но даже приобретает оттенок интеллектуальности, несмотря на то что в 1923 он заклеймил кино, где господствует ум, зацикливающийся на цифрах, формулах и механизмах. Творец становится геометром и картезианцем. Его работы начинают выигрывать в блеске и рассудительности, но терять в теплоте и человечности. Остаётся только ностальгически вспоминать о его парижском мире. Отныне научные расчёты используются для того, чтобы создавать развлекательное кино. По возвращении Клера во Францию в 1946 появилась надежда, что фильм «Молчание - золото» принесёт ему такую же удачу, какая прежде сопутствовала фильму «Школа жён», снятом «под крышами Парижа». Но в действительности это была лебединая песня. Литературный и театральный классицизм всё больше проникает в творчество Клера. В 1960 он избирается членом Французской академии. В последних картинах от стиля Клера остаётся только налёт элегантности («Ночные красавицы», «Большие маневры», «Сиреневые ворота» / «Порт де Лила»).

Рене Клер
Шарль Азнавур, Рене Клер и Лесли Карон.

Этот режиссёр, в течение десяти лет числившийся среди великих, постоянно претендовал на роль первооткрывателя. С фильмом «Соломенная шляпка» он выступил в кино законодателем моды 1900, не исчезнувшей и до сегодняшнего дня. В фильме «Под крышами Парижа» он предвосхитил аудиовизуальный контрапункт, детально разработанный у Эйзенштейна, Александрова и Пудовкина. Применил приёмы несовпадения звука и изображения и создал модель интимно-популярного кино, которое тотчас было подхвачено в Германии, Японии, Италии и проникло даже в неореализм. В фильме «Призрак на продажу» он эксплуатировал английский юмор раньше самого английского кинематографа. В фильме «Большие маневры» использовал тщательно выверенный цвет вместо того, чтобы пренебречь им в угоду монтажу.

Несмотря на амбиции, афишируемые в фильмах: «Свободу нам!», «Последний миллиардер» и «Красота дьявола», работы Клера на самом деле были далеки от конкретных проблем эпохи. Если Клер и не стал истинным свидетелем своего времени, он по меньшей мере умело преподал уроки счастья.

В 1955 Рене Клер удостоился приза Луи Деллюка за фильм «Большие маневры» (1955). В 1979 удостоился почётной премии Московского кинофестиваля - за вклад в развитие киноискусства.

Рене Клер, Пьер Брассёр, Даниель Даррьё и Федерико Феллини
Рене Клер, Пьер Брассёр, Даниель Даррьё и итальянский кинематографист Федерико Феллини. 1958.

Смотреть французский анонс первого звуко-говорящего фильма Рене Клера «Под крышами Парижа» («Sous les toits de Paris»), 1930 год. С русскими субтитрами.

Фильмы:

Рене Клер
Рене Клер на съёмка фильма «Миллион» (1931).

IMDb: nm0163229.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика