СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Монтан, Ив

Ив Монтан

МОНТАН (Montand) Ив (Yves) (настоящие имя и фамилия Иво Ливи, Livi) (Монсумано Альто, 1921 - Санли, 1991), французский актёр итальянского происхождения. Выходец из небогатой семьи, он вынужден был зарабатывать себе на жизнь с 11 лет, сначала разнорабочим на маслозаводе в Марселе (куда эмигрировала его семья), затем докером. Трудовая жизнь заставила его выработать такие качества характера, как выдержка и стремление к совершенству. Эти же качества он продолжил развивать, находясь уже на вершине славы. Иво Ливи не получил законченного образования и ему были чужды интеллектуальные потуги: улица оставалась для него суровой школой жизни.

В 1938 молодой Ливи, избравший себе псевдоним Монтан (мать звала его из окна: «Ivo, monta!» - «Иво, поднимайся!»), делает первые робкие шаги на эстраде, выступая в зале «Альказар» в Марселе. В это время он уже увлекался кино (главным образом американским), и один из его первых шлягеров (на слова Шарля Юнеля) назывался «Равнины далёкого Запада». В 1944 он уже выступал в парижском зале «Бобино», а затем - в «Мулен Руж», где его заметила и взяла под своё покровительство Эдит Пиаф. В следующем году его имя рядом с именем Эдит появилось на афишах театра «Этуаль». На это время приходится успех таких его песен, как «Боксёр Джо», «Луна Парк», которые можно отнести к реалистическому репертуару. В 1946 Марсель Карне пригласил его на съёмки в фильме «Врата ночи», где предложил ему роль, изначально предназначенную для Жана Габена. Монтан очень трогателен в этом фильме благодаря своей неловкости и непрофессионализму (если говорить о профессии актёра). Фильм «Идол» - заурядная мелодрама о боксе, в которой не смогла проявиться его индивидуальность. Зато фильм «Плата за страх» Анри-Жоржа Клузо (1953), в котором ему досталась роль волевого человека «американского образца», не останавливающегося ни перед чем, восполнил этот пробел. Далее последовала необычная роль в фильме «Ночная Маргарита», где он играл Мефистофеля во фраке и с тростью, украшенной золотым набалдашником. Однако он чувствовал себя намного комфортнее в одеждах пролетария или простого труженика и потому с удовольствием исполнял роли охотника на волков («Люди и волки»); рыбака-браконьера («По прозвищу Скварцио» / «Большая голубая дорога») - оба фильма сняты на его родине в Италии; электрика («Отец и сын»); фермера - жертву нетерпимости в картине «Колдуньи Салема» (др. «Салемские колдуньи», партнёрша Симона Синьоре вскоре стала его женой). Однако, несмотря на первые «громкие» успехи, ещё рано говорить о настоящем раскрытии возможностей этого актёра. После не оправдавшего надежд, несмотря на блестящую игру Монтана, фильм «Миллиардер» (др. «Займёмся любовью») американца Джорджа Кьюкора (где Ив снялся вместе с Мерилин Монро), сама судьба послала ему Коста-Гавраса, у которого во всю мощь раскрывается «подлинный» Монтан. Уравновешенный, возмужавший и слегка меланхоличный - таким он появился на экране в фильмах: «Убийцы в спальных вагонах», «Дзета», «Признание». «Именно с этого времени начинается моя настоящая и полноценная работа в кино, - признавался сам актёр. - После знакомства с Коста-Гаврасом я открыл в нём нечто большее, чем просто талант режиссёра. Я нашёл сообщника, который выявил мою подлинную сущность».

Ему уже стукнуло 40, и отныне он будет сниматься в серьёзных, нередко гуманистического направления, фильмах: «Война окончена» Алена Рене (роль растерявшегося в жизни испанского коммуниста), «Однажды вечером в поезде», затем «Красный круг» (потрясающий образ политика - алкоголика), но тут же невыразительная роль в фильм «Все хорошо» / «Всё в порядке» Жан-Люка Годара («левого» режиссёра, состоящего на службе в системе). Талантливое исполнение ролей сочеталось с идеологическим ростом. Монтана потрясло вступление советских войск в Чехословакию, заставив пересмотреть свои прежние «прогрессивные» симпатии.

Ив Монтан

Жерар Ури, Луи де Фюнес и Ив Монтан после окончания съёмок фильма «Мания величия».

Менее убедительны его «вторжения» в жанр бурлеска: «Дьявола за хвост», «Мания величия». Третья его удача - знакомство с Клодом Соте, который придал его персонажу (торговец ломом с добрым сердцем) в фильме «Сезар и Розали» масштаб архетипа - роль «а-ля Рэмю». Завидное здоровье и наивность вновь ярко проявились в образе Винсента - разорившегося мелкого промышленника, находящегося в предынфарктном состоянии («Винсент, Франсуа, Поль и другие» / «Венсан, Франсуа, Поль и другие»). Последние штрихи, завершившие портрет Монтана 70-х, приходятся на фильмы Пьера Гранье-Дефера «Сын» и Алена Корно: «Пистолет "Питон 357"», «Угроза» и «Выбор оружия» - три отличных детектива. Актёр убедил в том, что может играть любые роли, не исключая комедийных («Дикарь», «Сорви-голова» / «Огонь и пламя»), или даже сниматься в крестьянских драмах Паньоля в интерпретации Клода Берри («Жан де Флорет» и «Подлинная Манон» / «Манон с источника»). И вот, наконец, в ярком свете под маской, страстной и насмешливой, предстаёт человек, полный противоречий, преследуемый тем, что Мигель де Юнамуно назвал «трагическим чувством жизни». Определённым образом в течение более чем десяти лет Монтан воплощал популярный типаж, как это делал и Габен, с которым французы не прочь отождествлять себя.

Одновременно с работой в кино Монтан не переставал «шлифовать» свой песенный репертуар. Эту «работу в развитии» показал Крис Маркер в малоизвестном фильме «Одиночество певца второго плана» (др. «Одиночество певца», 1974). Монтан сыграл и несколько ролей в театре («Колдуньи Салема» Артура Миллера или «Тысячи клоунов» Эрба Гарднера).

Ив Монтан умер сразу после окончания съёмок фильма «ИП 5: остров толстокожих» (др. «Остров мастодонтов», Жан-Жак Бенекс).

Фильмы:

Ив Монтан

Ив Монтан в фильмах: «Плата за страх» (1953, фото "A"), «Колдуньи Салема» (1957, фото "B"), «Врата ночи» (1946, фото "C").

Ив Монтан

Ив Монтан в фильмах: «Пистолет "Питон 357"» (1976, фото "A"), «Верзила» (1976, фото "B"), «Пистолет "Питон 357"» (1976, фото "C").

Ив Монтан

Ив Монтан в фильмах: «И как Икар» (1979, фото "A"), «Официант!» (1983, фото "B"), «Подлинная Манон» (1986, фото "C"), «Три места для 26-го» (1988, фото "D").

IMDb: nm0598971.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика