СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Монтан, Ив
МОНТАН (Montand) Ив (Yves) (настоящие имя и фамилия Иво Ливи, Livi) (Монсумано Альто, 1921 - Санли, 1991), французский актёр итальянского происхождения. Выходец из небогатой семьи, он вынужден был зарабатывать себе на жизнь с 11 лет, сначала разнорабочим на маслозаводе в Марселе (куда эмигрировала его семья), затем докером. Трудовая жизнь заставила его выработать такие качества характера, как выдержка и стремление к совершенству. Эти же качества он продолжил развивать, находясь уже на вершине славы. Иво Ливи не получил законченного образования и ему были чужды интеллектуальные потуги: улица оставалась для него суровой школой жизни.
В 1938 молодой Ливи, избравший себе псевдоним Монтан (мать звала его из окна: «Ivo, monta!» - «Иво, поднимайся!»), делает первые робкие шаги на эстраде, выступая в зале «Альказар» в Марселе. В это время он уже увлекался кино (главным образом американским), и один из его первых шлягеров (на слова Шарля Юнеля) назывался «Равнины далёкого Запада». В 1944 он уже выступал в парижском зале «Бобино», а затем - в «Мулен Руж», где его заметила и взяла под своё покровительство Эдит Пиаф. В следующем году его имя рядом с именем Эдит появилось на афишах театра «Этуаль». На это время приходится успех таких его песен, как «Боксёр Джо», «Луна Парк», которые можно отнести к реалистическому репертуару. В 1946 Марсель Карне пригласил его на съёмки в фильме «Врата ночи», где предложил ему роль, изначально предназначенную для Жана Габена. Монтан очень трогателен в этом фильме благодаря своей неловкости и непрофессионализму (если говорить о профессии актёра). Фильм «Идол» - заурядная мелодрама о боксе, в которой не смогла проявиться его индивидуальность. Зато фильм «Плата за страх» Анри-Жоржа Клузо (1953), в котором ему досталась роль волевого человека «американского образца», не останавливающегося ни перед чем, восполнил этот пробел. Далее последовала необычная роль в фильме «Ночная Маргарита», где он играл Мефистофеля во фраке и с тростью, украшенной золотым набалдашником. Однако он чувствовал себя намного комфортнее в одеждах пролетария или простого труженика и потому с удовольствием исполнял роли охотника на волков («Люди и волки»); рыбака-браконьера («По прозвищу Скварцио» / «Большая голубая дорога») - оба фильма сняты на его родине в Италии; электрика («Отец и сын»); фермера - жертву нетерпимости в картине «Колдуньи Салема» (др. «Салемские колдуньи», партнёрша Симона Синьоре вскоре стала его женой). Однако, несмотря на первые «громкие» успехи, ещё рано говорить о настоящем раскрытии возможностей этого актёра. После не оправдавшего надежд, несмотря на блестящую игру Монтана, фильм «Миллиардер» (др. «Займёмся любовью») американца Джорджа Кьюкора (где Ив снялся вместе с Мерилин Монро), сама судьба послала ему Коста-Гавраса, у которого во всю мощь раскрывается «подлинный» Монтан. Уравновешенный, возмужавший и слегка меланхоличный - таким он появился на экране в фильмах: «Убийцы в спальных вагонах», «Дзета», «Признание». «Именно с этого времени начинается моя настоящая и полноценная работа в кино, - признавался сам актёр. - После знакомства с Коста-Гаврасом я открыл в нём нечто большее, чем просто талант режиссёра. Я нашёл сообщника, который выявил мою подлинную сущность».
Ему уже стукнуло 40, и отныне он будет сниматься в серьёзных, нередко гуманистического направления, фильмах: «Война окончена» Алена Рене (роль растерявшегося в жизни испанского коммуниста), «Однажды вечером в поезде», затем «Красный круг» (потрясающий образ политика - алкоголика), но тут же невыразительная роль в фильм «Все хорошо» / «Всё в порядке» Жан-Люка Годара («левого» режиссёра, состоящего на службе в системе). Талантливое исполнение ролей сочеталось с идеологическим ростом. Монтана потрясло вступление советских войск в Чехословакию, заставив пересмотреть свои прежние «прогрессивные» симпатии.
Жерар Ури, Луи де Фюнес и Ив Монтан после окончания съёмок фильма «Мания величия».
Менее убедительны его «вторжения» в жанр бурлеска: «Дьявола за хвост», «Мания величия». Третья его удача - знакомство с Клодом Соте, который придал его персонажу (торговец ломом с добрым сердцем) в фильме «Сезар и Розали» масштаб архетипа - роль «а-ля Рэмю». Завидное здоровье и наивность вновь ярко проявились в образе Винсента - разорившегося мелкого промышленника, находящегося в предынфарктном состоянии («Винсент, Франсуа, Поль и другие» / «Венсан, Франсуа, Поль и другие»). Последние штрихи, завершившие портрет Монтана 70-х, приходятся на фильмы Пьера Гранье-Дефера «Сын» и Алена Корно: «Пистолет "Питон 357"», «Угроза» и «Выбор оружия» - три отличных детектива. Актёр убедил в том, что может играть любые роли, не исключая комедийных («Дикарь», «Сорви-голова» / «Огонь и пламя»), или даже сниматься в крестьянских драмах Паньоля в интерпретации Клода Берри («Жан де Флорет» и «Подлинная Манон» / «Манон с источника»). И вот, наконец, в ярком свете под маской, страстной и насмешливой, предстаёт человек, полный противоречий, преследуемый тем, что Мигель де Юнамуно назвал «трагическим чувством жизни». Определённым образом в течение более чем десяти лет Монтан воплощал популярный типаж, как это делал и Габен, с которым французы не прочь отождествлять себя.
Одновременно с работой в кино Монтан не переставал «шлифовать» свой песенный репертуар. Эту «работу в развитии» показал Крис Маркер в малоизвестном фильме «Одиночество певца второго плана» (др. «Одиночество певца», 1974). Монтан сыграл и несколько ролей в театре («Колдуньи Салема» Артура Миллера или «Тысячи клоунов» Эрба Гарднера).
Ив Монтан умер сразу после окончания съёмок фильма «ИП 5: остров толстокожих» (др. «Остров мастодонтов», Жан-Жак Бенекс).
Фильмы:
- «Тишина... Антенна» (Рене Люко, короткометражка, 1945)
- «Погасшая звезда» (др. «Звезда без света», Марсель Блистен, 1946)
- «Врата ночи» (М. Карне, 1946)
- «Идол» (Александр Эсвей, 1948)
- «Потерянные сувениры» (др. «Потерянные воспоминания», Кристиан-Жак, 1950)
- «Париж всегда поёт» (Пьер Монтазель, 1951)
- «Париж всегда Париж» (Л. Эммер, 1951)
- «Плата за страх» (А.-Ж. Клузо, 1953)
- «Несколько шагов в тумане» (др. «Наши времена - Мешанина номер 2», А. Блазетти, 1954)
- «Наполеон» (С. Гитри, 1955)
- «Герои устали» (И. Сьямпи, 1955)
- «Ночная Маргарита» (К. Отан-Лара,
19561955) - «Люди и волки» (Ж. де Сантис, 1957)
- «Колдуньи Салема» (др. «Салемские колдуньи», Р. Руло, 1957)
- «Поёт Ив Монтан» (С. Юткевич, 1957, СССР)
- «По прозвищу Скварцио» (др. «Большая голубая дорога», Дж. Понтекорво, 1957)
- «Первое мая» («Отец и сын» / «Первомай», Луи Заславский,
19571958) - «Закон» (Ж. Дассен,
19581959) - «Миллиардер» (др. «Займёмся любовью», Дж. Кьюкор, 1960)
- «Алтарь» (др. «Убежище», Т. Ричардсон,
19601961) - «Любите ли вы Брамса?» (А. Литвак, 1961)
- «Моя гейша» (Дж. Кардиф,
19611962) - «Убийцы в спальных вагонах» (Коста-Гаврас, 1965)
- «Горит ли Париж?» (Р. Клеман, 1966)
- «Война окончена» (А. Рене, 1966)
- «Высокая цена» (др. «Гран при», Ж. Франкенхаймер, 1966)
- «Жить, чтобы жить» (К. Лелуш, 1967)
- «Однажды вечерам в поезде» (др. «Однажды вечером, поезд», А. Дельво, 1968)
- «Мистер Фридом» (У. Клейн,
19691968) - «Дзета» (Коста-Гаврас, 1969)
- «Дьявола за хвост» (Ф. де Брока, 1969)
- «Второй процесс Артура Лондона» (др. «Разговор о Праге: Второй судебный процесс над Артуром Лондоном», короткометражный, Крис Маркер,
19691971) - «Признание» (Коста-Гаврас, 1970)
- «В один светлый день ты увидишь вечность» («Мелинда» / «В ясный день увидишь вечность», В. Миннелли, 1970)
- «Красный круг» (Ж.-П. Мельвиль, 1970)
- «Мания величия» (Ж. Ури, 1971)
- «Всё хорошо» (др. «Всё в порядке», Ж.-Л. Годар и Ж.-П. Горен, 1972)
- «Сезар и Розали» (К. Соте, 1972)
- «Осадное положение» (Коста-Гаврас,
19731972) - «Сын» (П. Гранье-Дефер, 1973)
- «Два воспоминания» (Ж. Санпрен, 1974)
- «Одиночество певца второго плана» (др. «Одиночество певца», документальный, К. Маркер, 1974)
- «Риск и насилие» (др. «Случайность и насилие», Филипп Лабро, 1974)
- «Винсент, Франсуа, Поль и другие» (др. «Венсан, Франсуа, Поль и другие», Соте, 1974)
- «Ты с ума сошёл, Марсель» (Ж. Рошфор, короткометражный, 1974)
- «Дикарь (Ж.-П. Рапно, 1975)
- «Спецподразделение» (др. «Специальное отделение», Коста-Гаврас, 1975)
- «Пистолет "Питон 357"» (А. Корно, 1976)
- «Верзила» (др. «Суперплут», К. Пиното, 1976)
- «Угроза» (Корно, 1977)
- «Дороги на юг» (Дж. Лоузи, 1978)
- «Свет женщины» (Коста-Гаврас, 1979)
- «И как Икар» (др. «'И' как Икар», А. Вернёй, 1979)
- «Выбор оружия» (Корно, 1981)
- «Сорви-голова» (др. «Огонь и пламя», Рапно, 1982)
- «Официант!» (Соте, 1983)
- «Жан де Флоретт» и «Подлинная Манон» / «Манон с источника» (К. Берри, 1986)
- «Три места для 26-го» (др. «Три билета на 26-ое», Ж. Деми, 1988)
- «Нечаев возвращается» (др. «Возвращение Нечаева», Ж. Дерей,
19901991) - «ИП 5: остров толстокожих» (др. «Остров мастодонтов») (Жан-Жак Бенекс, 1992)
Ив Монтан в фильмах: «Плата за страх» (1953, фото "A"), «Колдуньи Салема» (1957, фото "B"), «Врата ночи» (1946, фото "C").
Ив Монтан в фильмах: «Пистолет "Питон 357"» (1976, фото "A"), «Верзила» (1976, фото "B"), «Пистолет "Питон 357"» (1976, фото "C").
Ив Монтан в фильмах: «И как Икар» (1979, фото "A"), «Официант!» (1983, фото "B"), «Подлинная Манон» (1986, фото "C"), «Три места для 26-го» (1988, фото "D").
IMDb: nm0598971.