СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Турнёр, Морис
ТУРНЁР (Tourneur) Морис (Maurice) (настоящая фамилия Тома, Thomas) (Париж, 1876 - Париж, 1961), французский кинематографист. Странным образом складывалась творческая судьба этого кинематографиста, который после ничем не примечательного дебюта в одном из французских сериалов предвоенного (до 1914) периода эмигрировал в США, где сделал престижную карьеру. Благодаря достигнутой известности, он в один прекрасный день становится в один ряд с Гриффитом и Де Миллем, а затем на заре звукового кино возвращается во Францию, чтобы снимать (некоторые из его работ стали самыми кассовыми фильмами эпохи). В 1949 эта деятельность была прервана из-за серьёзного несчастного случая (автомобильная авария), вынудившего мастера преждевременно отойти от активной деятельности и заканчивать свой профессиональный путь тем, с чего иные начинают, - переводами полицейских романов. Несмотря на то что ни один из его фильмов нельзя отнести к разряду выдающихся, тем не менее многие из них отличает неоспоримое совершенство стиля, поэтическая и «авантюрная» жилка: «Остров сокровищ» (1920), «Корабль потерянных людей» (1929) или «Рука дьявола» (1943).
Всё его творчество схематично можно разделить на три периода. Первый период открывается дебютом во Франции. После незначительных работ в театре «Водевиль» Турнёр начал работать в фирме «Эклер» сначала в качестве актёра, а затем администратора, став преемником Эмиля Шотара. После чего занялся, как и его предшественник, постановкой популярных лент со скромным бюджетом. Эти работы (ныне утраченные) были отмечены редкостным чувством театральной и пластической композиции: «Система доктора Гудрона и профессора Плюма» (1912), «Графиня де Монсоро» (1913), «Рулетабий» (1914,2 серии, по произведению Гастона Леру) и пр.
Американский период. Благодаря хорошему знанию английского языка был командирован в США руководить американским отделением «Эклер». Там он настолько уверенно заявил о себе, что вскоре оказался в числе знаменитостей «Парамаунта». Об этом времени сложно судить, ибо большинство снятых им фильмов (более пятидесяти) вообще не демонстрировалось в широком прокате. По мнению Жана Митри, кино Турнёра можно причислить к «символическому», или «феерическому», направлению, что выделяет их среди голливудского прозаизма. К ним относятся: «Трильби» (1915, по мотивам Жоржа Дю Морье); «Дочь Шотландии» (1917) и «Бедная маленькая богачка» (др. «Бедная маленькая богатая девочка», 1917) - два лучших фильма с участием Мэри Пикфорд; экранизация «Синей птицы» (1918) Метерлинка, изобилующая смелыми декораторскими решениями; снятый в том же году фильм «Женщина» (нечто вроде эротической версии «Нетерпимости» Гриффита), который во французском варианте будет идти в двух частях («Вечная искусительница» и «Фея морей»), «Остров сокровищ» с Лон Шаней и «Последний из могикан» (1920); мелодрама «Остров пропавших кораблей» (1923) и, наконец, «Таинственный остров», который не был завершён Турнёром (работа была продолжена Люсьеном Любардом). Свои принципы кинематографист изложил в статье для «Motion Pictures Magazine»: «Мы вовсе не должны искать в кино подлинную действительность. Наша задача - создать эффекты, которые вызывают эмоциональные и интеллектуальные реакции. Речь идёт о том, чтобы постичь глубинную правду, которая более значима, чем правда, лежащая на поверхности».
Морис Турнёр.
Возвращение в Европу. В Германии снимает ещё один немой фильм «Корабль потерянных людей», где перед публикой предстаёт ватага пьяных матросов, в сети к которым попала очаровательная добыча в исполнении Марлен Дитрих. Французские звуковые работы Турнёра неоднородны. Среди них встречаются детективы («Подсудимая, встать!», 1930; «Во имя закона», 1932; «Сесилия умерла» / «Сесиль мертва!», 1944), комедии, то неуклюжие («Вор», 1933), то исполненные творческого порыва («С улыбкой», 1936), мелодрамы, утончённые («Две сиротки», 1933) и посредственные («Адская долина», 1943), пародийные триллеры («Жюстен из Марселя», 1935), исторические ленты («Кёнигсмарк», 1935; «Катя», 1938; «Мадемуазель Бонапарт», 1941), высококлассная фантастика («Рука дьявола»), а также один из редчайших образцов достойной экранизации театральной пьесы («Вольпоне» / «Коварный лис», 1941, с участием Луи Жуве, Шарля Дюллена и Гарри Баура). Эти работы дают полное представление о французском кино 30-х. Полицейский сериал «Тупик двух ангелов», снятый в 1948, стал его последней работой.
Луи Деллюк назвал Турнёра «искренним и вдумчивым мастером, который сам для себя создаёт некую атмосферу, придающую его творениям совершенную форму, стиль и характер».
Фильмы (во Франции):
- «Воробей» (1912)
- «Жан Порох» (1912)
- «Система доктора Гудрона и профессора Плюма» (1912)
- «Восковые фигуры» (1912)
- «Последнее прости» (1913)
- «Общий колодец» (1913)
- «Камея» (1913)
- «Сестрёнка» (1913)
- «Красный кортеж» (1913)
- «Мадемуазель Сто Миллионов» (1913)
- «Забавы эскадрона» (1913)
- «Графиня де Монсоро» (1913)
- «Господин Лекок» (1914)
- «Рулетабий» («Тайна жёлтой комнаты» / «Последнее воплощение Ларсана», 1914)
В США:
- «Человек часа» (1914)
- «Мама» (1914)
- «Волшебное кольцо» («Дочь пирата», 1914)
- «Спекулянт» (1914)
- «Он же Джимми Валентайн» (1915)
- «Щенок» (1915)
- «Секретный код» (1915)
- «Трильби» (1915)
- «Бабочка на колесе» («Беззаботность», 1915)
- «Сплав человечества» (совместный с Э. Шотаром, 1916)
- «Перст судьбы» («Сумасшедшая мечта», 1916)
- «Опасная рука» (1916)
- «Закрытая дорога» (1916)
- «Железный всадник» (1916)
- «Бархатная лапка» («Америка - самая правовая страна», 1916)
- «Девичья прихоть» (1917)
- «Зелёный «казак» (1917)
- «Вечный огонь» (1917)
- «Ссылка» (1917)
- «Государственный закон» (1917)
- «Дочь Шотландии» (1917)
- «Бедная маленькая богачка» (др. «Бедная маленькая богатая девочка», 1917)
- «Покинутая» (1917)
- «Периоды счастья» (1917)
- «Роза мира» («Мёртвые глаза», 1918)
- «Кукольный дом» (1918)
- «Синяя птица» (1918)
- «Терновая наливка» (1918)
- «Женщина» (французская версия: «Вечная искусительница» и «Фея морей», 1918)
- «Спортивная жизнь» (1918)
- «Белый вереск» (1919)
- «Линия жизни» (1919)
- «Сломленная» бабочка» (1919)
- «Победа» (1919)
- «Справедливая страна» (совместный с Эдвардом Ж. Мортимером, 1920)
- «Подвязки моей леди» (1920)
- «Остров сокровищ» (1920)
- «Спаситель» («Трус», 1920)
- «Белый круг» (1920)
- «Глубинные воды» (1920)
- «Последний из могикан» (совместный с К. Брауном, 1920)
- «Искушение» (1921)
- «Глупые матроны» (совместный с Брауном, 1921)
- «Лорна Дун» (1922)
- «Пока Париж спит» («Да здравствует любовь!», 1923, снят в 1920)
- «Христианин» (1923)
- «Остров пропавших кораблей» (1923)
- «Латунная бутылка» (1923)
- «Ревнивые мужья» («Два мальчугана», 1923)
- «Мучения» (1924)
- «Белая планета» (1924)
- «Эти двое не должны встретиться» («Человеческие пределы», 1925)
- «Трусливый пират» (1925)
- «Старая и новая любовь» («Рыцарь песков», 1926)
- «Алома с южных морей» (1926)
- «Таинственный остров» (1929, снят в 1926)
В Германии:
- «Корабль потерянных людей» (1929)
Во Франции:
- «Экипаж» (1928)
- «Подсудимая, встать!» (1930)
- «Дом танцев» {1931)
- «Уйти» (1931)
- «Во имя закона» (1932)
- «Забавы эскадрона» (1932)
- «Вор» (1933)
- «Загадочный человек» («Наваждение»,
19341933) - «Жюстен из Марселя» (1935)
- «Кёнигсмарк» (1935)
- «Самсон» (1936)
- «С улыбкой» (1936)
- «Патриот» (1938)
- «Катя» (1938)
- «Вольпоне» (др. «Коварный лис», 1941)
- «Грехи юности» (др. «Грехи молодости», 1941)
- «Мадемуазель Бонапарт» (1941)
- «Рука дьявола» (1943)
- «Адская долина» (1943)
- «Сесилия умерла» (др. «Сесиль мертва!», 1944)
- «После любви» (1948)
- «Тупик двух ангелов» (1948)
Кадры из фильмов Мориса Турнёра: «Остров сокровищ» (1920, фото "A"), «Последний из могикан» (1920, фото "B").
Морис Турнёр на съёмках фильмов: «Забавы эскадрона» (1932, фото "A"), «Две сиротки» (1933, фото "B"), «Загадочный человек» (1933, фото "C").
IMDb: nm0869665.