СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Руис, Рауль

Рауль Руис

РУИС (Ruiz) Рауль (Raoul) (Пуэрто Монт, 1941 - Париж, 2011), чилийский кинематографист. В аргентинской школе Фернандо Бирри с одинаковой страстью изучал теологию, право и социодокументалистику. Его настоящей школой стал десяток пьес для сцены, написанных где-то в промежутке между отрочеством и совершеннолетием, а также работа, потребовавшая всей его неиссякаемой энергии: переписывание и «отделка» сценариев сериалов на ТВ Мексики. Следующий поворот судьбы привёл его на ТВ Чили, а затем (через университет и киноклубы) - в кино. Первый законченный полнометражный фильм «Три грустных тигра» знаменовал собой вторжение молодых чилийцев в движение обновления латиноамериканского кино. Однако Руис тотчас же выказал свою приверженность не привычному воинствующему агитпропу, а более сложному направлению, разрабатывающему киноязык и представленному некоторыми лидерами бразильского «Cinema Novo». Фильм «Три грустных тигра» можно отнести к жанру мелодрамы, вывернутой наизнанку и приспособленной к описательному повествованию, сферу интересов которого составляют поведение, причуды, привычки и обычаи мелкой буржуазии. Между тем даже эта реалистическая, весьма индивидуальная линия (конструктивность и определённость которой столь же малы, сколь невелика сама возможность их осуществления) ничуть не приблизила Руиса к знакомым «хоженым тропам». С момента прихода к власти левых сил перспективы неореалистического, а по сути политического, кино, находившегося тогда на подъёме, оказались для него слишком узки, подтверждением чего служат его разногласия с американскими сорежиссёрами фильма «Que hacer?» (1970). Если же ему приходится снимать документальные короткометражные фильмы, то к предмету своего исследования он идёт «окольными» путями, используя аллегории и метод обратной съёмки, который основывается на принципе доказательства от противного, как дань увлечения театром авангарда («Исправительная колония», 1971, «Экспроприация», 1972; «Социалистический реализм», 1973). В то время как «левые» в Чили продолжали медлить и снисходительно относиться к себе, фильм «Диалог изгнанников» (1974) продемонстрировал нечто большее, чем просто разрыв с господствующей точкой зрения. С присущей ему дерзостью он противопоставил себя чилийской эмиграции, предварительно «разобрав её по косточкам», в то время как «левые» оставались пленниками затянувшегося самолюбования после поражения.

Руис отказался от роли, уготованной кинематографисту «третьего мира», приняв статус перемещённого лица. Во Франции он освоил господствующие эстетические - свободно нарушаемые - принципы и прекратил создавать парадоксальные иносказания изгнанника. Он нашёл возможность окунуться в пучину творчества, ориентированного на синтез культур. В Европе Руис принимался за всякого рода заказы, охотно представляясь с несвойственной ему иронией как простой исполнитель. Каждому из его короткометражных фильмов свойственна индивидуальность, поскольку Руис наполняет их неистощимой изобретательностью, результатами своих поисков и экспериментов, используя приём смешения старых ремесленных кинотрюков и современного пристрастия к символике. Так, Шамборский замок становится поводом для философского экскурса, в то время как камера Анри Алекана сосредоточена на Магритт и Танги («Распад природы», 1978); внутренняя планировка садов напоминает очертания изгибов сердца («Ссора садов», 1982). Повсеместно Руис демонстрирует приверженность нонсенсу, юмору, игривой беспечности, увлечённость фантастикой. Он всегда даёт неожиданные интерпретации общих мест и стереотипов, обыгрывает риторические и сценические условности («Краткий курс истории Франции», 1979; «Игра в дурака», 1979). Его привлекает незатейливое очарование народных рассказов и фельетонов («Собачий коллоквиум», 1977; «Кривой», 1981). Всё это разнообразие интересов облекается в сложные формы, для построения которых используются политические и религиозные догмы и литургии, логические взаимосвязи, а также демонстрационные эффекты. Одним словом, правда выявляется в перевёрнутом виде («Отложенное назначение», 1977; «Гипотеза об украденной картине», 1978). Впоследствии вымысел становится всё менее продуманным и обоснованным, воображение - откровенно разнузданным, что с неизбежной закономерностью свойственно поспешным, быстро окупаемым съёмкам в стиле серии «Б». Фильмы: «Территория» (1981), «Крыша кита» (1981), «Три короны матроса» (1982), «Город пиратов» (1983) - сняты способом интегрирования приёмов сюрреализма и традиций приключенческих повествований, готического романа и фильма ужасов. Руис создал собственное кинопространство и, оставаясь всегда на виду, плавал в нём как корабль-призрак, затерявшийся в Вавилонской библиотеке, ненадолго останавливаясь у Кафки, Павезе, Брехта, Клоссовского, Расина (авторы, с которыми ему приходилось хоть когда-то сталкиваться) и при этом отнюдь не отказывая себе в удовольствии поблуждать в лабиринтах Борхеса или мире барокко Лезама Лима. Став в 1986 руководителем Дома культуры в Гренобле, затем в Гавре, он постоянно расширял сферу своей деятельности, занимаясь кино и аудиовизуальным производством, равно как и постановочной деятельностью в театре и на ТВ. Пожалуй, в 70-80-е он был единственным, кто сделал головокружительную, увлекательную и дерзновенную профессиональную карьеру, основанную на заумной и условной эстетике.

В последующие года Руис плодотворно работал. Некоторые его работы вышли уже после смерти кинематографиста. Фильмография его впечатляет, она насчитывает более ста фильмов, среди которых три десятка короткометражных, почти столько же документальных, более десятка телевизионных и более пятидесяти художественных фильмов. Возможно, это и неполные цифры. В 2016 году в подвале старого театра в Сантьяго-де-Чили была найдена серия киноплёнок с оригинальными немыми кадрами его незавершённого дебюта в 1967 (из-за недостатка финансирования). В реставрационных работах принимали участие эксперты по языку и чтению по губам. В 2020 при непосредственном участии вдовы Руиса - Валерии Сармиенто был закончен этот проект и представлен на 70-м Берлинском кинофестивале. В нескольких картинах Руис выступил в качестве актёра.

В бумажном варианте словаря фамилия кинематографиста - Руиц.

Фредерик Дифенталь, Ариэль Домбаль, Рауль Руис и Летиция Каста

Фредерик Дифенталь, Ариэль Домбаль, Рауль Руис и Летиция Каста. Кинофестиваль в Каннах, 2001.

Фильмы:

IMDb: nm0749914.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика