СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Жассе, Викторен Ипполит

ЖАССЕ (Jasset) Викторен Ипполит (Victorin-Hippolyte) (Фюмей, 1862 - Париж, 1913), французский кинематографист. Сначала театральный декоратор и костюмер, он был занят в постановке зрелищных пантомим в зале «Ипподром» (позже «Гомон-Палас»). Жассе снимал свои первые фильмы (документальные ленты и комические зарисовки) для только что возникшей фирмы «Эклер» совместно с Жоржем Ато. В 1908 они решили экранизировать подвиги Ника Картера по мотивам широко известных рассказов издательства Эйшлер. Успех не заставил себя долго ждать. «Ciné-Journal» ( 15 сентября 1908) писал: «Незатейливый сюжет, преследования, преступления, аресты, засады - всё это великолепно подходит для кинематографа». Жассе и Ато продолжили работать в этом жанре, выпуская на экран ленты: «Бил-стрелок», «Морган-пират», «Ястреб Сьерры», «Новые подвиги Ника Картера». В 1909 Жассе снял (на этот раз самостоятельно) шестисерийный фильм «Доктор Фантом» - некое подобие похождений «благодетельного Калигари», а затем - большую художественную картину «Иродиада» и в 1911 - фильм «Конец Дон-Жуана» в духе тех, что снимались на фирме «Фильм д'Арт». Он вновь обратился к любимому жанру, осуществив съёмки фильма «Зигомар» о «мэтре преступления» по роману французского писателя Леона Сази. Главную роль в фильме исполнил Аркийер. Картина имела большой успех и оказала огромное влияние на постановку сериала «Фантамас» Фёйада. В этой «криминальной саге» повествуется о противостоянии отважного детектива Полена Броке банде уголовников «Дзета». В продолжение этой серии будут сняты ещё две картины: «Зигомар против Ника Картера» и «Зигомар ускользает». Столь же удачным будет и сериал «Протея» (1913), центральным персонажем которого стала красивая шпионка-патриотка в исполнении Жозетт Андрио. Съёмки этой картины будут продолжены (уже после смерти Жассе) Жераром Буржуа и Жан-Жозефом Рено. Жассе был режиссёром или продюсером множества других фильмов: комедий, исторических эпопей, экранизаций литературных произведений («Парижские тайны», «Капитан Фракас»), «великих социальных драм» («В мрачной стране», «Искупление», «Жизненные сражения», «Дорога к сердцу»), приключенческих кинолент («Мекаль-контрабандист», «Том Батлер», «Балао» по роману Гастона Леру). Ему приписывали много других картин, например, знаменитую серию «Бандиты на автомобиле» (1912), навеянную подвигами банды Бонно, все копии которой исчезли, как и большинства вышеназванных картин. Сохранившиеся работы позволяют утверждать, что Жассе был одним из наиболее выдающихся мастеров среди пионеров кино: чувство пейзажа, притягательность постановок, руководство актёрами, чрезвычайно требовательное для того времени, позволяют считать этого режиссёра предвестником «поэтического реализма».

Викторен Ипполит Жассе

Кадры из фильмов: «Дон Сезар де Базан» (1909, фото "B"), «Протея» (1913, фото "C")

IMDb: nm0419327.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика