СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Садуль, Жорж
САДУЛЬ (Sadoul) Жорж (Georges) (Нанси, 1904 - Париж, 1967), французский историк и критик. В истории французского кино можно выделить два периода: время деятельности Садуля и после Садуля. В прошлом приверженец сюрреализма, в 1932 обратился к идеологии коммунизма (как и Луи Арагон). Садуль пришёл в кино из журналистики и стал подлинным основателем направления, которое до него существовало лишь в виде робких опытов или компиляций. Великолепные память и работоспособность позволили ему практически в одиночку осуществить грандиозный замысел создания «Всеобщей истории кино» в 5 томах, первый том которой вышел в свет в 1946. Замыслу не суждено было воплотиться в реальность до конца. Однако им было опубликовано много других работ: «История кино» (1949), «История французского кино» (1962), «Словарь кинематографистов» (1965), «Словарь кинофильмов» (1965), многочисленные монографии («Жизнь Шарло», 1952; «Жорж Мельес», 1961; «Луи Люмьер», 1964), сотни статей, в особенности в журнале «Lettres françaises». Садуль был также лектором, доктором Академии наук в Москве, профессором в IDHEC (Институт высшего кинематографического образования (кинематографических исследований)), администратором Синематеки, уполномоченным Ассоциации французской критики, участвующим в работе киноклубов. Он много ездил и обладал способностью отовсюду привозить информацию, которая впоследствии оказывалась полезной в его работе историка. Деятельность Садуля порой передаёт энтузиазм человека, страстно увлечённого кино, а порой обнаруживает ограниченность, присущую, в равной степени, и автору, и его эпохе. Авторская ограниченность явилась данью увлечённости Садуля марксизмом с его устаревшими и догматическими установками, которые не позволяли по достоинству оценить лучшие американские фильмы, но вынуждали превозносить агиографические произведения монументального сталинского кино. По этой же причине Садуль отдавал предпочтение незначительным французским кинофильмам, снятым в духе «реализма», который вскоре будет беспощадно развенчан временем. Ограниченность эпохи сказывается в затруднённом доступе к источникам информации - кинофильмам и текстам. Для пионеров истории французского кино действительно существовало куда больше сложностей при работе с копиями немых кинолент, чем, к примеру, для их последователей в 1985. Инвентаризация сохранившихся фильмов, их реставрация, возможность свободного получения архивной информации сыграли в этом решающую роль.
Незавершённое, подчас вызывающее раздражение наследие Садуля отнюдь не утрачивает своего значения и сегодня. Оно является одновременно и свидетельством суровой эпохи, и необходимым базисом для любых дальнейших исследований в области истории кино, ибо Садуль своей деятельностью заложил то, что позволило последующим поколениям историков быть более удачливыми.
Советский кинорежиссёр Сергей Герасимов и Жорж Садуль. Москва, 1961.
IMDb: nm1173862.