СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Шевалье, Морис
ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Морис (Maurice) (Париж, 1888 - Париж, 1972), французский актёр и певец. Тот, кому Бродвей дал прозвище Король, начинал свою карьеру как акробат. Впрочем несчастный случай вскоре прервал её. Тем не менее он выступал с номерами в достаточно невзрачных кабачках и клубах Менильмонтана, а также в Брюсселе, откуда была родом его мать. Он познал успех в «Фолиер-Бержер», затем в «Театре-на-Бульваре», создав образ парижского уличного мальчишки, сумевшего получить несколько ролей в немом кино. Продвигаясь от «Театра-на-Бульваре» и кабаре до оперетты, несмотря на отсутствие собственного голоса, он оттачивал мастерство, тщательно следил за фигурой, осанкой и манерами. Он стал настоящим профессионалом театральных подмостков, что облегчало задачу завоевания Америки, которая признала его с первого раза, когда он в 1929 появился на студии «Парамаунт» для участия в съёмках (как правило двух версий - американской и французской) своих лучших звуковых фильмов: «Парад любви»(Э. Любич, 1929), «Маленькое кафе» (Л. Бергер, 1930 1931), «Улыбающийся лейтенант» (Любич, 1931, с участием Клодетты Кольбер), «Один час вместе с тобой» (др. «Один час с тобой», Любич, 1932, с участием Джанет Мак-Доналд). В том же году Мамулян пригласил его на съёмки в фильм «Люби меня сегодня вечером» / «Люби меня сегодня». В 1934 он снова возвратился к Любичу, снявшись в фильме «Весёлая вдова». Шевалье приобрёл в глазах публики некоторый шарм, слегка разбогател и обнаглел. Этакий принц Данило - образ, умело слепленный Любичем. Он возвратился во Францию на экраны и в мюзик-холл. Даже во фраке его персонаж уже определён. Канотье сменило картуз Менильмуша, и он играет рядом с Жозеттой Дей рабочего в духе времени в фильме «Человек дня» (др. «Герой дня», Ж. Дювивье, 1937). Сговорчивый оптимист, гурман с отвислой нижней губой, придающей лицу уверенное и насмешливое выражение, он либо нравился, либо вызывал раздражение из-за всякого пустяка. Полной иллюстрацией подобной вульгарной оценки стал фильм «Моё яблоко» (М.-Ж. Соважон). В Голливуде он был одним из лучших приобретений мюзик-холла и добился здесь большого успеха в оперетте. Его пример остаётся, прежде всего, свидетельством убедительной победы в карьере артиста профессионализма. Созданный им образ стал символом обывательской, но пользующейся популярностью Франции.
Морис Шевалье - лауреат специальной награды Почётный «Оскар» (1959) - премии за выдающиеся заслуги в кинематографе (за более чем полувековую деятельность в сфере развлекательного кино). Дважды номинировался на премию «Оскар» (ноябрь, 1930) в номинации "лучшая мужская роль" в фильмах: «Большая лужа» и «Парад любви».
Просмотр короткометражного фильма «Перепись населения» («Le recensement»). Теленовости. ПАТЭ, ГОМОН, 1954 год.
Луи де Фюнес и Морис Шевалье в сюжете о переписи населения.
Авторы русского перевода (субтитры): Яков Голлер, Александр Минаев. Перевод сделан к 100-летию со Дня рождения Луи де Фюнеса.
Фильмы:
- «Слишком наивный» (др. «Чересчур легковерный», Ж. Дюран, к/м, 1908)
- «Новобрачный, заставивший себя ждать» (Л. Ганье, к/м, 1911)
- «Строптивая невеста» (Л. Ганье, к/м, 1911)
- «По привычке» (М. Линдер, к/м, 1911)
- «Головокружительный вальс» (Ж. Монка, к/м,
19171912) - «Светская вечеринка» (А. Диаман-Берже, к/м, 1917)
- «Матч Крики-Леду» (Диаман-Берже, к/м, 1922)
- «Плохой мальчик» (др. «Дрянной мальчишка», Диаман-Берже, к/м,
19221923) - «Гонзаг» (др. «Гонзаго», Диаман-Берже, к/м, 1923)
- «Джим Бунь - боксёр» (Диаман-Берже, к/м, 1923)
- «Потасовка на улице Лурсин» (др. «Потасовка на улице Лурсинь», Диаман-Берже, 1923)
- «По привычке» (Диаман-Берже, к/м, ремэйк,
19241923) - «Здравствуй, Нью-Йорк!» (Р. Флорей, к/м, 1928)
- «Песнь Парижа» («Невиновные из Парижа», Ричард Уоллас, 1929, французская и американская версии)
- «Парад любви» (Э. Любич, 1929, французская и американская версии)
- «Парамаунт» на параде» (др. «Армейский парад», Э. Любич, руководитель проекта, 1930, американская и другие иностранные версии)
- «Большая лужа» (др. «Большой пруд», Говард Хэнли, 1930, французская и американская версии)
- «Парижский плейбой» («Плейбой из Парижа», Л. Бергер, 1930, французская и американская версии)
- «Маленькое кафе» (Л. Бергер,
19301931, французская и американская версии) - «Соблазнительный клиент» (Флориан Рей, к/м, 1931)
- «Украденные драгоценности» (Уильям Мак-Кен, к/м, 1931)
- «Улыбающийся лейтенант» (Э. Любич, 1931, французская и американская версии)
- «Тобоган» (Анри Декуэн, к/м, 1932)
- «Один час вместе с тобой» (др. «Один час с тобой», Любич, 1932, французская и американская версии)
- «Сделай меня звездой» (У. Бёдин, 1932)
- «Люби меня сегодня вечером» (др. «Люби меня сегодня», Р. Мамулян, 1932)
- «Господин Малыш» (Н. Торог, 1933)
- «Любовь направляет» («Путь к любви», Торог, 1933, французская и американская версии)
- «Весёлая вдова» (Э. Любич, 1934, французская и американская версии)
- «Человек из Фоли-Бержер» («Фоли-Бержер», Р. дель Рут, 1935, французская и американская версии)
- «Бродяга-любовник» (К. Бернхардт, 1936)
- «Человек дня» (др. «Герой дня», Ж. Дювивье, 1937)
- «С улыбкой» (М. Турнёр,
19371936) - «Ошеломляйте новостями» (Р. Клер, 1938)
- «Козни» (др. «Западня», Р. Сиодмак, 1939)
- «Молчание - золото» (Клер, 1947)
- «Париж 1900» (Н. Ведрес, документальный, 1947)
- «Король» (Марк-Жильбер Соважон,
19501949) - «Моё яблоко» (Соважон, 1950)
- «Шлягер-парад» (Э. Од, 1953)
- «Век любви» (др. «Сто лет любви», Лионелло де Феличе,
19531954) - «У меня было семь дочерей» (Жан Буайе, 1954)
- «Встреча с Морисом Шевалье» (документальный, 1956)
- «Любовь после полудня» («Ариана», Билли Уайлдер, 1957)
- «Жижи» (В. Миннелли, 1958)
- «Я вышла замуж за француза» (Дж. Негулеско, 1959)
- «Кан-Кан» (др. «Канкан», В. Ланг, 1960)
- «Чёрные колготки» (Т. Юнг, 1960, голос за кадром)
- «Пахнет скандалом» («Скандал при дворе» / «Дыхание скандала», М. Куртиц, 1960)
- «Пепе» (Г. Сидней, 1960)
- «Фанни» (Дж. Логан, 1961)
- «Священник и Господь Бог» (Негулеско, 1962)
- «Дети капитана Гранта» (др. «В поисках потерпевших кораблекрушение», Р. Стивенсон, 1962)
- «Новый вид любви» («Девушка в кепке», М. Шевельсон, 1963)
- «Кнопка тревоги» (др. «Тревожная кнопка», Г. Шерман, 1964)
- «Уж лучше быть богатым» («Двое обручённых» / «Я лучше буду богатой», Дж. Смайт, 1964)
- «Обезьяны - домой!» (др. «Мартышки, убирайтесь вон!», А. Мак-Лаглен, 1967)
- «Коты-аристократы» (В. Райтерман, 1970, только исполнение заглавной песни)
Морис Шевалье.
Морис Шевалье.
Морис Шевалье в фильме «Люби меня сегодня вечером» (1932, фото "A").
Морис Шевалье в фильмах: «Молчание - золото» (1947, фото "A"), «Король» (1949, фото "B", афиша), «Любовь после полудня» (1957, фото "C").
IMDb: nm0002001.