СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Вентура, Лино

ВЕНТУРА (Ventura) Лино (Lino) (настоящая фамилия Боррини, Borrini) (Парма, Италия, 1919 - Сен-Клу, Франция, 1987), французский актёр итальянского происхождения. Обосновался в 1927 во Франции, куда эмигрировали его родители. Оставив школу, начал зарабатывать себе на жизнь, осваивая различные профессии, в том числе борьбу и организацию боевых состязаний. В кино дебютировал (под своим настоящим именем) в картине Жака Беккера «Не тронь добычу» (1954), где стал партнёром Жана Габена, с которым затем встретился в фильме «Налёт на героин» (др. «Облава на блатных», А. Декуэн, 1955). Огромная самоуверенность и безошибочное актёрское чутье помогали ему исполнять довольно значительные роли, правда, долгое время в весьма ограниченном диапазоне гангстеров и полицейских. Признание зрителей получил после выхода на экраны фильма «Горилла вас радостно приветствует» (др. «Привет вам от Гориллы», Бернар Бордери, 1958), где сыграл роль одного из асов спецслужб. Картина «Взвесь весь риск» (К. Соте, 1960) убедила, что он способен играть серьёзные, глубокие роли, воплощать на экране образы людей ранимых и уязвимых. Его участие в фильме «Такси в Тобрук» (др. «Такси до Тобрука», Д. де Лa Пательер, 1961 ) обеспечило картине огромный кассовый успех. В 1963 сыграл колоритную роль шефа полиции в экранизации «Трёхгрошовой оперы» Б. Брехта (реж. В. Штаудт) и начал сниматься в новом жанре - пародии на гангстерские фильмы («Стреляющие дяди» / «Дядюшки-гангстеры», Ж. Лотнер, 1963). Тем не менее он все время оставался в рамках своего амплуа (человека действия), играя полицейских, жуликов или любителей подраться, в душевном состоянии которых он стремился выразить - и в этом ему помогала личная зрелость - жизненные разочарования и сомнения. Об этом свидетельствуют непростые отношения его героя с Блотом (Поль Мерис) в фильме «Второе дыхание» (Ж.-П. Мельвиль, 1966), беспокойные поиски истины («Сиятельные трупы», Ф. Рози, 1976) или же исполнение им роли человека, волей обстоятельств оказавшегося замешанным в махинациях, к которым он в действительности не имел никакого отношения («Бабочка на плече» / «Мотылёк на плече», Ж. Дерей, 1978).

Рисунок Шарля да Коста (Charles Da Costa). Бурвиль и Лино Вентура в фильме «Крикуны».
Фильмы:
- «Не тронь добычу» (Ж. Беккер, 1954)
- «Налёт на героин» (др. «Облава на блатных», А. Декуэн, 1955)
- «Закон улиц» (Р. Хабиб, 1956)
- «Преступление и наказание» (Ж. Лампен, 1956)
- «Негодование» (др. «Поджечь динамит», Декуэн, 1957)
- «Мгновенное действие» (др. «Немедленное действие», М. Лабро, 1957)
- «Странный господин Стив» (др. «Странность господина Стива», Р. Байи, 1957)
- «Помада нанесена» (др. «Включён красный свет», Ж. Гранжье, 1957)
- «Три дня на жизнь» (др. «Осталось жить три дня», Гранжье, 1957)
- «Лифт на эшафот» (Л. Маль, 1958)
- «Эти дамы предпочитают мамбо» (др. «Дамы предпочитают мамбо», Б. Бордери,
19581957) - «Монпарнас 19» (Беккер, 1958)
- «Горилла вас радостно приветствует» (др. «Привет вам от Гориллы», Бордери, 1958)
- «Мегрэ расставляет ловушку» (др. «Мегрэ расставляет сети», Ж. Деланнуа, 1958)
- «Отсрочка для живущего» (др. «Пансион 'Эдельвейс'», Виктор Меренда,
19581959) - «Стенные часы пробили двенадцать» (др. «Двенадцать часов», Ж. Радваньи,
19581959) - «Хищник на свободе» (др. «Зверь выпущен», Лабро, 1959)
- «Мари-Октябрь» (Ж. Дювивье, 1959)
- «Свидетель в городе» (Э. Молинаро, 1959)
- «Самый длинный путь» (М. Буарон, 1959)
- «Монмартр, 125» (др. «Улица Монмартр, 125», Гранжье, 1959)
- «Взвесь весь риск» (К. Соте, 1960)
- «Тайны Анкора (др. «Хозяйка мира», «Тайны Ангкора», В. Дитерль, 1960)
- «Такси в Тобрук» (др. «Такси до Тобрука», Д. де Ла Пательер, 1961)
- «Львы на свободе» (А. Вернёй, 1961)
- «Лодка Эмиля» (Ла Пательер,
19611962) - «Последний суд» (В. де Сика, 1961)
- «Король бандитов» (др. «Король Подджореале», Д. Колетти, 1961)
- «Девушка с витрины» (др. «Девушка в витрине», Л. Эммер, 1961)
- «Раннее утро» (др. «Ранним утром», Ж. Одри, 1962)
- «Дьявол и десять заповедей» (Дювивье, 1962)
- «Стреляющие дяди» (др. «Дядюшки-гангстеры», Лотнер, 1963)
- «Сто тысяч долларов на солнце» (Вернёй, 1964)
- «Трёхгрошовая опера» (В. Штаудт, 1963)
- «Кармен из Трастевера» (др. «Кармен 63», К. Галоне,
19631962) - «Преследователи» (др. «Барбузы - секретные агенты», Лотнер, 1964)
- «Баллада для бандита» (др. «Плач по бандиту», К. Саура, 1964)
- «Монокль принуждённо смеётся» (др. «Монокль криво усмехается», Лотнер, 1964)
- «Оружие для левши» (др. «Сыграть в ящик», Соте, 1965)
- «Превращение мокриц» (П. Гранье-Дефер, 1965)
- «Крикуны» (др. «Лесорубы», «Горлопаны», «Лужёные глотки», Р. Энрико,
19661965) - «Не будем злиться» (др. «Не будем ссориться», Лотнер, 1966)
- «Второе дыхание» (Ж.-П. Мельвиль, 1966)
- «В шкуре других» (др. «В чужой шкуре», Ж. Дерсй,
19671966) - «Искатели приключений» (Энрико, 1967)
- «Хищник» (Ж. Джованни, 1968)
- «Армия теней» (Мельвиль, 1969)
- «Клан сицилийцев» (др. «Сицилийский клан», Вернёй, 1969)
- «Последнее известное место жительства» (Джованни,
19691970) - «Крестьянская фантазия» (др. «Возвращение надоедливой букашки», Ж. Пирес, 1971)
- «Ромовый бульвар» (Энрико, 1971)
- «Приключение - это приключение» (др. «Приключения есть приключения», К. Лелуш, 1972)
- «Коза ностра» (др. «Бумаги Валачи», «Записки Валачи», Т. Юнг, 1972)
- «Молчаливый» (К. Пиното, 1973)
- «Самое глупое основание всегда самое лучшее» (др. «Самая безумная причина», Ф. Рейшенбах, 1973)
- «С Новым годам!» (Лелуш, 1973)
- «Зануда» (Молинаро, 1973)
- «Твердолобые» (др. «Упрямые люди», Д. Тессари,
19731974) - «Пощёчина» (Пиното, 1974)
- «Клетка» (Гранье-Дефер, 1975)
- «Прощай, полицейский» (Гранье-Дефер, 1975)
- «Сиятельные трупы» (Ф. Рози, 1976)
- «Великая угроза» («Прикосновение медузы», Джек Голд, 1978)
- «Бабочка на плече» (др. «Мотылёк на плече», Ж. Дерей / Дере), 1978)
- «Человек в гневе» (др. «Разгневанный», Пиното, 1979)
- «Обольстительницы» (др. «Воскресные любовники», скетч Молинаро, 1980)
- «Задержание» (др. «Под предварительным следствием», К. Миллер, 1981)
- «Шпион, встань!» (И. Буассе, 1982)
- «Отверженные» (Р. Оссейн, 1982)
- «Сутенёр» (др. «Богач», «Хулиган», Джованни, 1983)
- «Сто дней в Палермо» (Дж. Феррара, 1984)
- «Седьмая мишень» (Пиното, 1984)

Лино Вентура в фильмах: «Лифт на эшафот» (фото "A"), «Взвесь весь риск» (фото "B"), «Дьявол и десять заповедей» (фото "C").

Лино Вентура в фильмах: «Самое глупое основание всегда самое лучшее» (фото "A"), «Клетка» (фото "B"), «Хищник» (фото "C"), «Крестьянская фантазия» (фото "D").

Лино Вентура в фильмах: «Отверженные» (фото "A"), «Сто дней в Палермо» (фото "B"), «Сутенёр» (фото "C").
IMDb: nm0893341.