СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Виго, Жан

Жан Виго

ВИГО (Vigo) Жан (Jean) (Париж, 1905 - Париж, 1934), французский кинематографист. Виго имел каталонские корни: дед по отцовской линии был магистратом княжества Андорра. Отец Эжен Бонавентура де Виго (1883-1917) - ярый борец-анархист, а затем социалист (известный под именем Мигель Алмерейда), впервые попал за решётку в возрасте 17 лет. Обвинённый в шпионаже в деле о «Красном колпаке» (газете, которую он основал в 1913), был найден мёртвым в своей камере (1917). Суд сделал заключение, что это было самоубийство. Так для Жана Виго, отданного на попечение одному из родственников со стороны отца, начались восемь лет жизни в пансионах, коллежах и интернатах - в Ниме, Милло, Шартре. Вначале «сын предателя» жил под чужим именем. Его творчество будет постоянно подпитываться этим основополагающим жизненным опытом. Осенью 1925 Виго становится слушателем курса философии в Сорбонне, намереваясь получить звание лиценциата. Он возобновил свои отношения с матерью и встретился с товарищами отца по оружию, горя желанием реабилитировать имя Алмерейды. Своё будущее он намеревался связать с кино. Первые шаги на этом пути серьёзно осложнит туберкулёз, который приведёт его к ранней смерти. Работал ассистентом оператора на киностудии «Викторин» в Ницце (1928), затем оказался безработным. Совместно с оператором Борисом Кауфманом (братом Дзиги Вертова) осуществил (практически без денег и средств) съёмки фильма «По поводу Ниццы». По стилистике этот фильм можно отнести ко второй волне авангарда. Принимая участие во II Международном конгрессе независимого кино в Брюсселе (1930), Виго обрёл новых друзей (Жермена Дюлак, Анри Сторк). Он получил заказ на съёмки короткометражного документального фильма «Жан Тарис, чемпион Франции по плаванию» (др. «Тарис, король воды», 1931), отказавшись от других предложений. Друг Виго актёр Рене Лефевр познакомил его с продюсером-«любителем» Жак-Луи Нуне, человеком, схватывающим суть дела и способным войти в положение другого. Так у Виго появилась возможность снять (хотя и с ограниченным бюджетом) фильм «Ноль за поведение» (др. «Ноль по поведению», 1933), неблагоприятно воспринятый публикой и вскоре запрещённый цензурой, а затем фильм «Аталанта» (1934), также резко раскритикованный в кинематографических кругах. Виго буквально впал в истерику, когда прокатчики вынудили его переснять фильм, которому дали новое название «Проходящий мимо клиент».

Для Виго было достаточно четырёх фильмов, лишь один из которых полнометражный, чтобы продемонстрировать своё видение мира, беспрецедентное по своеобразию и творческим принципам, богатое и основательное, как сама жизнь. Именно благодаря Виго кино впервые становится в один ряд с другими искусствами. По мнению Эли Фора, «это был прирождённый кинематографист», творец, который управлял своей жизнью и мог найти своё место в мире только с помощью кино. Попытаемся сформулировать его сюрреалистические принципы, очистив их от технических приёмов (впрочем, достаточно продуктивных), наработанных штампов, отбросив завышенные претензии. Это схватывание сверхреальности («не правда ли, что потусторонний мир, вообще всё потустороннее, присутствует и в этой жизни?»), слияние реальности и грёз («такая духовная сосредоточенность, когда реальность и воображение перестают противоречить друг другу и противоборствовать»), преодоление смерти («есть жизнь и преодоление жизни, которое свершается в субстанции воображения»), перманентный бунт против буржуазного общества, неразрывное слияние принципов любви и революции, любовное исступление («величайший долг, превышающий все обязательства», - пишет А. Бретон). Виго был если и не единственным, то всё же наиболее аутентичным кинематографистом сюрреализма. В фильме «По поводу Ниццы» (1930), представляющим собой «документальную точку зрения», своего рода «заангажированное кино», ещё ощущается влияние «киноглаза» Вертова. Виго придерживался - с весельем и сарказмом - социального документализма, «способного раскрыть нам глаза». Фильм «Ноль за поведение» соединяет непосредственное восприятие мира, свойственное детям, со вспышками - фантастическими или лирическими, - характерными для памфлета. В фильме «Аталанта» (1934) (картина, не имеющая себе подобных) желание и мечта интегрированы в реальную жизнь, совершенно конкретный, чувственный мир так плотно, что практически невозможно отделить их друг от друга.

Фильмы:

Смотреть фильм «Ноль по поведению». Качество видео - HD 1080p.

 

Жан Виго

Фильм «Аталанта» (фото "A"), Жан Виго (фото "B"), Жан Виго и Борис Кауфман на съёмках фильма «Аталанта» (фото "C").

IMDb: nm0897118.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика